Ка-31


Ка-31 (изделие «503», по кодификации НАТО: Helix-E) — вертолёт радиолокационного дозора, разработанный ОКБ «Камов» для ВМФ СССР.

В начале 1980-х годов после анализа конфликта в районе Фолклендских островов в СССР было начато сразу несколько проектов создания авиации ДРЛО морского базирования, одним из них стал проект вертолёта ДРЛО на базе противолодочного вертолёта Ка-29. Предполагалось, что такие машины будут базироваться на авианесущих крейсерах проекта 1143, дополняя самолёты ДРЛО. Активная разработка новой машины на ОКБ Камова началась в 1985 году. На этапе научно-исследовательских работ эта тематика получила наименование Ка-252РЛД (РЛД — радиолокационный дозор), позднее машина получила собственное обозначение Ка-31.

В 1986 году были утверждены полномасштабный макет вертолета и эскизный проект. Начались детальные работы по проектированию, после чего проводилась постройка опытных экземпляров. Для двух летных прототипов использовали находившиеся на Ухтомском вертолетном заводе им. Н. И. Камова недостроенные планеры вертолетов Ка-29. Позднее, перед непосредственным началом летных испытаний на них были нанесены голубые бортовые номера 031 и 032.

Главной задачей вертолета Ка-31 являлось обнаружение в любое время суток и в любых метеоусловиях низколетящих воздушных целей, включая противокорабельные ракеты. Для этого вертолет был оснащен комплексом Е-801 «Око», разработанным Горьковским НИИ радиоэлектроники. Комплекс обеспечивал обнаружение воздушных целей типа «истребитель» на удалении до 150 км и надводных целей типа «патрульный катер» на удалении в 250 км. Комплекс позволял осуществлять одновременную работу сразу по 20 целям. Основу комплекса составляла радиолокационная станция дециметрового диапазона волн с автоматической передачей информации на пункты управления и установленной под фюзеляжем вращающейся на 360 градусов массивной антенной с фазированной решеткой. Для обеспечения оборудования электроэнергией вертолёт оснастили мощной вспомогательной силовой установкой и дополнительными топливными баками.

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета был разработан Саратовским КБ приборостроения. Помимо стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, комплекс обеспечивал выдерживание необходимых параметров курса и высоты, полет по заданному маршруту, автоматический заход на посадку, а также зависание на высоте 25 метров над ее местом.

Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 году, в течение следующих трех лет прошли его испытания. Одновременно вертолёт готовили к серийному производству на Кумер-тауском АПО. После долгих испытаний и оптимизации в 1995 году вертолёт был принят на вооружение авиации ВМФ России. Два имеющихся экземпляра предполагалось базировать на единственном российском тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и эсминце «Современный».