Кваренги, Джакомо


Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги[3] (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта1817, Санкт-Петербург) — архитектор, рисовальщик, акварелист и ведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

Джакомо Кваренги родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии, в Ломбардии (Северная Италия), крае, который издавна славился умелыми каменщиками и строителями. В 1763 г. Кваренги уехал в Рим, учился живописи в мастерской Антона Рафаэля Менгса, затем у Стефано Поцци и архитектуре у Паоло Пози, дружил с будущим архитектором Винченцо Бренной[4]. Под влиянием последнего и гравюр Дж. Б. Пиранези молодой Кваренги увлёкся классической архитектурой. В Риме Кваренги познакомился с трактатом Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», и этот факт определил всю его творческую биографию. Под влиянием книги начал путешествовать по Европе, изучая архитектуру[5]. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене[6].

Кваренги много путешествовал по Северной и Южной Италии, ему были известны постройки другого палладианца из Виченцы — Оттоне Кальдерари (1730—1803). В Италии, а затем и в России, Кваренги много копировал чертежи других архитекторов-классицистов: французов Шарля де Вайи, Клода-Николя Леду, также поклонника Палладио, Этьенна-Луи Булле, Жака Гондуэна, английского классициста Роберта Адама.

В 1769 г. Кваренги получил заказ на перестройку интерьера средневековой церкви Санта Сколастика (Св. Схоластики) в г. Субиако близ Рима. Строительство велось в 1770—1773 г. Интерьер этой церкви «является одним из первых и самых ценных примеров неоклассицизма…единственным в Лациуме»[7].

В 1771 г. Кваренги посетил Виченцу, где находятся основные постройки Палладио, встречался там с Оттавио Бертотти-Скамоцци (1719—1790), поклонником Палладио, опубликовавшим в 1776—1783 гг. собрание подлинных чертежей выдающегося архитектора[8]. В Венеции Кваренги подружился с Томмазо Теманца, автором жизнеописания Палладио, опубликованного в 1762 году. Итальянский палладианец также копировал чертежи английских архитекторов-палладианцев А. Джонса, Дж. Уэбба по изданию «Британский Витрувий», осуществлённому лордом Р. Б. Бёрлингтоном в 1717—1725 гг. (в 3 т.). Кваренги был неудовлетворен вкусами, которые господствовали в архитектуре современной ему Италии («пережитки барочной пышности»), об этом он писал в письмах Иоганну Фридриху Райффенштайну (1719—1793), знатоку римских древностей, другу Й. И. Винкельмана[9].


Джакомо Кваренги
«Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» (Ф. Вигель)
Перестроенная Кваренги Красная площадь
Фасад Смольного института (ок. 1806)
Проект зрительного зала Эрмитажного театра