Керимов, Лятиф Гусейн оглы


Лятиф Гусейн оглы Кери́мов (азерб. Lətif Hüseyn oğlu Kərimov; 4 [17] ноября 1906, Шуша, Кавказское наместничество — 8 сентября 1991[1], Баку) — азербайджанский художник-орнаменталист, ковроткач, искусствовед[2][3][4][Комм 1], известный своим вкладом в ковроткачество Азербайджана и другие различные отрасли искусства[5]. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955), Народный художник Азербайджанской ССР (1960). Лауреат Сталинской премии первой степени (1950). Член КПСС с 1945 года.

Лятиф Керимов родился 4 (17 ноября) 1906 года в Шуше, в Елизаветпольской губернии Российской империи. Его отец, Мешади Гусейн, был шляпным мастером, мать, Телли, — ковроткатчихой. В 1910 году семья переехала в Иран, в город Мешхед и поселилась в карабахском квартале. После окончания местного медресе в возрасте 14 лет Лятиф Керимов начал работать в магазине ковров и обучаться искусству ковроткачества (пойдя по стопам своей матери). Путешествовал по всему Ирану, демонстрируя свои ковры. Кроме того, у Керимова было много разнообразных интересов от бокса и литературы до исполнительского искусства. Советское консульство в Тегеране предложило ему стать членом русского культурного клуба, где он впоследствии играл в пьесах Узеира Гаджибекова и учредил хор Азербайджана[6].

Начиная с конца 1920-х годов Керимов принимал участие в движении за социальные права, требуя от имени ткачей Мешхеда восьмичасового рабочего дня и улучшения условий труда. В 1929 году был направлен в служебную командировку в Афганистан, чтобы содействовать роли театрального искусства. Однако Керимов вернулся в Иран два месяца спустя, не в состоянии выдержать суровые условия жизни в Афганистане. В том же году он получил советское гражданство, и правительство Ирана предоставило ему возможность переезда в Советский Союз, которoе Керимов принял.

По приезде в СССР Лятиф Керимов поселился в своем родном городе Шуше и женился на девушке по имени Шовкет. Был назначен инструктором по импорту в ковровой фабрике. Кроме того, основал и проводил курсы ковроткачества по иранской методике, которая до того момента была неизвестна карабахским ткачам. Для студентов, которые были неграмотны и не могли делать заметки, он сочинял лирические гошма (произведения азербайджанского поэтического жанра), чтобы помочь им запомнить ткацкие технологии. Позднее создал аналогичные курсы в Губе и Баку. Лятифом Керимовым в этот период были подготовлены многочисленные учебные пособия по технологии, усовершенствованию техники машинного ковроделия, разработана принципиально новая стилистика орнаментов и колористика ковров. Все это сыграло немаловажную роль при создании в 1935 году Гянджинской машинной ковровой фабрики.