Кесьлёвский, Кшиштоф


Кши́штоф Кесьлёвский[4] (пол. Krzysztof Kieślowski; 27 июня 1941, Варшава, Польша — 13 марта 1996, там же) — польский кинорежиссёр и кинодраматург, номинированный на «Оскар». Широко известен по циклам фильмов «Три цвета» и «Декалог».

Кшиштоф Кесьлёвский родился в Варшаве и рос в нескольких маленьких городках, всюду следуя за своим отцом-инженером, больным туберкулёзом, которому требовалось лечение. В шестнадцать лет он посещал краткие курсы пожарных, но бросил их через три месяца. В 1957 году, без какой-либо цели, он поступил в колледж театральных техников в Варшаве, потому что там у него были связи. Он твёрдо решил стать театральным режиссёром, но в то время не было специальных учебных программ для режиссёров, и он решил изучать киноискусство как неплохой вариант.

Покинув колледж и работая театральным костюмером, Кесьлёвский направился в Школу кинематографии в городе Лодзи, — прославленную школу, выпустившую таких великих режиссёров, как Роман Полански и Анджей Вайда. Дважды его выгоняли. Чтобы избежать службы в армии, он стал студентом отделения гуманитарных наук. После нескольких месяцев успешного ускользания от службы, он с третьего раза поступил в Школу кинематографии.

Кесьлёвский посещал её с 1964 по 1968 год, в период, когда правительство предоставило артистам большую свободу. Он очень скоро потерял интерес к театру и решил снимать документальное кино.

В своих ранних документальных фильмах Кесьлёвский сосредоточился на повседневной жизни горожан, рабочих и солдат. Хотя его фильмы и не были откровенно политическими, из-за попыток изобразить жизнь Польши он вступал в конфликт с властью. Его телевизионный фильм «Работники '71», который показывал рабочих, обсуждающих причины массовых забастовок, был показан только в сильно урезанной форме.

После «Работников '71» он обратил свой взгляд на власть в фильме «Автобиография», в котором совместил документальную хронику собраний Политбюро с историей о человеке, который находится под слежкой власти. Хотя Кесьлёвскому поверили, что его фильм был антиавторитарным, его коллеги обвиняли его в сотрудничестве с властью.