Киевский академический театр юного зрителя на Липках


Киевский академический театр юного зрителя на Липках (укр. Київський академічний театр юного глядача на Липках) — академический театр юного зрителя в Киеве, самая старая и традиционно главная театральная сцена города для зрителей юного возраста.

Театр начал работу в 1924 году в помещении бывшего Педагогического музея (Владимирская улица, д. 57), потом давал представления в зале «Интимного театра», в 19261936 годах — в бывшем кинотеатре «Ротэ фанэ» (теперь ул. Крещатик, д. 36), в 19361941 — в бывшем помещении (не сохранилось) оперетты Ливского, в 19481954 годах — на Маловасильковской (теперь Шота Руставели).

Киевский академический театр юного зрителя на Липках был основан в 1924 году Александром Соломарским и Ириной Деевой, композитором И. Виленским как Государственный театр для детей им. И. Я. Франка; литературной частью заведовал А. Корнийчук. Первая премьера — «Маугли» по Р. Киплингом — состоялся 8 ноября.

С театром сотрудничали выдающиеся мастера украинского искусства — А. Бучма, В. Татлин, А. Лундин, В. Вильнер, К. Кошевский, Б. Вершилов, М. Фореггер, Меллер, и даже К. Станиславский, который участвовал в постановке «Синей птицы» М. Метерлинка.

Поставленные в период с 1924 по 1941 год, такие представления, как «Маугли» Р. Киплинга, «Соловей» Х. К. Андерсена, «Хо» Я. Мамонтова, «Платон Кречет» О. Корнийчука, «Ревизор» и «Свадьба» Н. Гоголя, «Сорочинская ярмарка» по Н. Гоголю, «Юность Тараса» В. Суходольского, «Шехерезада» Д. Огнева, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Сава Чалый» И. Карпенка-Карого, «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера, «Шевченковское утро» В. Чаговца, «Мещанин во дворянстве» и «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Конек-горбунёк» П. Ершова, «Доходное место» А. Островского, «Детство» и «Мещане» М. Горького и другие, стали гордостью и украшением Киевского ТЮЗа; они продемонстрировали жанровую разнообразность репертуара и новаторство поиска, завоеваний и свершений, заложили традиции актёрского и режиссёрского искусства данного коллектива, которые достойно будут развивать и преумножать талантливые представители Киевского театра юного зрителя в своей последующей творческой деятельности[1].

После Второй мировой войны такие режиссёры, как В. Довбыщенко, А. Соломарский, а дальше А. Барсегян, Д. Чайковский, В. Пацунов, В. Судьин, Н. Мерзликин, В. Бугайов, художник М. Френкель постепенно выводили театр на уровень высокого профессионализма, что было обозначено новаторскими и экспериментальными поисками, находками и открытиями.