Киев (авианесущий крейсер)


Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» — ТАВКР Северного флота СССР (г. Североморск). Головной корабль проекта 1143.

Всего ТАВКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях. Экипаж крейсера — войсковая часть 30920.

Специально для него была начата модернизация завода. У Северной и Западной достроечных набережных были вырыты котлованы с глубиной отметки 11,25 метра. Из-за скального грунта не удалось достичь планировавшихся 16 метров, поэтому было решено построить новые достроечные набережные для перспективных авианосцев со всей необходимой инфраструктурой. Для удобства прохождения крейсеров проекта 1143 произвели дноуглубительные работы Бугско-Днепровского лиманского канала. На территории завода был построен новый механосборочный цех. Руководство завода приобрело в ФРГ два специальных колёсных трейлера для перевозки крупногабаритных грузов массой до 300 тонн. На стапеле, где происходила постройка «Киева», были заменены два башенных крана на более грузоподъёмные (до 75 тонн).

Черноморским судостроительным заводом был изготовлен в натуральную величину макет отсека корабля с участком полётной палубы, из которого был оборудован испытательный стенд в Летно-исследовательском институте в городе Жуковском.

21 июля 1970 г. крейсер, получивший название «Киев», был заложен на крупнейшем на тот момент в Европе стапеле № 0. На закладочной серебряной доске в районе днищевых секций ГЭУ было написано:

Строительство крейсера велось методом разделения на 10 строительных районов. Стапельную сборку осуществляли пирамидальным способом из предварительно собранных и сваренных на околостапельной площадке секций. В среднем на строительстве корабля ежедневно работало порядка 1500 человек.