Кизел


Ки́зел — город краевого значения в Пермском крае России. Административный центр Кизеловского городского округа. Население — 15 319 чел. (2023).

Поселение возникло при Кизеловском заводе, основанном в 1784 году промышленником И. Л. Лазаревым и запущенным в 1789 году[2]. Статус города с 1926 года. Одноимённая железнодорожная станция на ветке Чусовская — Соликамск.

Город расположен в западных предгорьях Среднего Урала на реке Кизел, притоке реки Вильвы бассейна реки Яйвы, в 244 км от Перми. В городе расположены станции Обогатитель, Кизел и остановочный пункт Технический Свердловской железной дороги на ветке Чусовская — Соликамск. Через город проходит автодорога Р343 (Кунгур — Чусовой — Соликамск).

Возникновение города связано с открытием в 1750 году по рекам Кизел и Малый Кизел залежей железной руды. В 1762 году начал действовать первый рудник, в 1786 году открыто месторождение угля.

3 июля 1788 г. сдана в эксплуатацию плотина на реке Кизел. Эта дата принята за время возникновения значительного поселения на месте современного города Кизела[3].

В 1789 году был пущен Кизеловский завод. С 1797 года началась добыча угля на штольне Запрудной, что послужило началом эксплуатации Кизеловского угольного бассейна. В 1856 году вошла в действие первая, самая крупная в то время Старо-Коршуновская копь. Вплоть до конца 1870-х гг. каменный уголь добывался в незначительных объёмах (в 1875 г. — 1 млн. пудов). В 1879 году открыто движение по железнодорожной линии Чусовая — Соликамск, что послужило толчком для дальнейшего развития угледобычи. Кизеловские угли стали потребляться в большом количестве как самой железной дорогой, так и рядом промышленных предприятий. В 1880 г. добыча угля в Кизеловском бассейне составила 5,3 млн. пудов, в 1900 г. — 21,1 млн. По размерам угледобычи, благодаря развитию отрасли в Прикамье, Урал выдвинулся на третье место в Российской империи (после Донбасса и Польши). В 1900 г. в Кизеловском бассейне было 36 действующих шахт и штолен. Среди владельцев копей самыми крупными углепромышленниками являлись Абамелек-Лазаревы. Кизеловские копи, принадлежащие им, выделялись своим техническим уровнем, частичной механизацией и электрификацией работ. С 1898 года спуск и подъём из лазаревских шахт, водоотлив стали осуществляться с помощью электричества, а в 1908 году здесь появились первые электровозы.