Кылыч (сабля)


Кылыч, клыч (тур. kılıç — кылыч) — родовое понятие для обозначения длинноклинкового оружия в Турции. В отечественном[каком?] оружиеведении слово кылыч означает один из видов турецкой сабли. Изгиб клинка начинается с конца второй трети. Верхняя треть клинка — прямая. Елмань занимает бо́льшую часть верхней трети клинка. Долы, в большинстве случаев, отсутствуют. Рукоять прямая или изогнутая (навершие не выступает за рукоять). Крестовина использовалась простая и сложная (сабли XIX века). У клычей для всадников крестовина могла отсутствовать. Масса сабли колеблется, в среднем, от одного до полутора килограммов. Клыч — рубяще-колющая сабля, которая использовалась как пешими воинами так и всадниками. Массивная елмань позволяла использовать его против воинов в доспехах высокой степени защиты.

Сабли у сельджуков получают распространение ещё в IX—X веках. К XV—XVI веку турецкие сабли приобретают характерные черты. Киличи XVI века отличаются значительной длиной клинка (до 90—100 см) и не очень большим изгибом. Иногда снабжались долами. Крестовины сабель — прямые с утолщениями на концах и перекрестьем. Рукояти отличались небольшим наклоном в сторону лезвия, снабжались гранёным деревянным череном, который крепился к хвостовику на две заклёпки и обтягивался кожей, с восьмигранным или шестигранным навершием в виде колпачка.[1] К подобным клычам относится сабля князя Мстиславского, сделанная в первой половине XVI века египетским мастером. Общая длина этой сабли — 102 см, длина клинка — 88 см, ширина у пяты — 5,5 см, ширина елмани — 6,0 см, кривизна — 8,7 см, толщина — 9 мм, размеры крестовины — 22×10 см, а общий вес (с ножнами) — 2,6 кг.[2]

Клычи XVII века отличаются несильным изгибом, средней шириной 3 см, толщиной 5 мм. Елмань располагалась на 1/3 клинка, в ряде случаев была заточена с двух сторон. Рукояти, в большинстве случаев, в виде «орлиной головы» (карабела). Крестовины из стали, прямые или, реже — загнутые вниз; с шаровидными расширениями на концах. Клинки ковались из простой или из булатной стали. Они могли украшаться золотыми надписями и розетками, выполненными в технике проволочной инкрустации.[1]