Кинематограф Швеции


Кинематограф Швеции — отрасль культуры и экономики Швеции, занимающаяся производством и демонстрацией фильмов зрителям.

Шведская публика впервые познакомилась с кинематографом 28 июня 1896 года на промышленной выставке в Мальмё, когда за входную плату были показаны первые киносъёмки, сделанные немецким изобретателем Максом Складановским. Уже в 1897 году на выставке в Стокгольме были продемонстрированы и первые короткометражные съёмки собственно шведского производства. В последующие годы благодаря разъездным показам кинокартин интерес в Швеции к кино вырос, и в начале XX века постепенно здесь начинают возникать постоянные кинотеатры.

Швеция наряду с Данией стала одной из первых стран, в которой зародилась отечественная киноиндустрия (см. Кинематограф Дании). Старейшая из существующих в мире кинокомпаний Nordisk Film была основана в Копенгагене уже в 1906 году, а в 1907 году в Кристианстаде возникла Svenska Biografteatern[швед.] (Svenska Bio[швед.]). В эти годы активно работали режиссёры Виктор Шёстрём и Мауриц Стиллер, делая производство фильмов всё более профессиональным.

Период окончания Первой мировой войны стал «золотым веком шведского немого кино». Многие фильмы снимались шведами по литературным произведениям. Так, например, в 1919 году Стиллер снял фильм «Деньги господина Арне[англ.]» (Herr Arnes pengar) по роману Сельмы Лагерлёф, а два года спустя по её же произведению выпустил картину «Возница» (Körkarlen) Шёстрём.

В годы Первой мировой войны некоторую конкуренцию Svenska Bio составляла гётеборгская компания «Hasselbladfilm», на которой в 1915—1917 годах активно работал режиссёр Еорг аф Клеркер[швед.]. Однако в 1919 году все крупные кинокомпании Швеции слились в Svensk Filmindustri[швед.] (SF), во главе которой встал Чарльз Фредрик Магнуссон, руководивший до этого Svenska Bio. Впрочем, благополучие новой компании длилось недолго, поскольку в начале 1920-х годов Шёстрём, Стиллер и звезда шведского кино Грета Гарбо перебрались в Голливуд, а шведские фильмы утратили с окончанием войны свои лидирующие позиции на мировом рынке. Последовал финансовый и художественный кризис. Спасло шведский кинематограф появление в 1930-х годах звуковых фильмов, значительно увеличивших количество зрителей на отечественном кинорынке. В это время возникает Europafilm[швед.], специализировавшаяся на производстве комедий.