Киракос Гандзакеци


Кирако́с Гандзакеци́ (арм. Կիրակոս Գանձակեցի, около 12031271) — армянский историк[3][4][5][6][7][8][9][2][10][11][12][13]. Труд охватывает тысячелетнюю историю Армении[2].

Историк Киракос был прозван «Гандзакеци» довольно поздно. Впервые этот вариант его имени встречается в рукописи 1617 года[Комм 1]. Все средневековые историки его называли Киракос или Киракос Вардапет. Сам он называет себя Киракос Аревелци. Из историков Нового времени первым назвал Киракоса «Гандзакеци" Микаэл Чамчян, в 1784 году в своей книге «История Армении». Впредь, начиная с издания 1858 года, использование издателями и исследователями исторического прошлого, такого сочетания имени и топонимического прозвища Киракоса ("Киракос Гандзакеци") стало традиционным. Киракоса называли также Гетикци[14], по названию монастыря Нор Гетик.

Киракос Гандзакеци родился в самом начале XIII века, около 1203 года[14], в районе Гянджи[2], согласно сообщению его же «Истории Армении» «в стране Гандзак»[15]. Учился в школе монастыря Нор Гетик в области Кайен у Ванакана Вардапета. После 1215 года продолжил обучение в монастыре Хоранашат, в 1225 году перебрался в Лорут[2]. Весной 1236 года Киракос Гандзакеци попал в плен к монголам[11], откуда сбежал осенью того же года и вернулся в Армению[16]. 1251 году в Нор Гетике присоединил свой голос к ответу представителей восточноармянской церкви папе Иннокентию IV относительно символа веры[2]. После смерти Ванакана предположительно возглавил Нор Гетикский монастырь и занимался преподаванием. Как хорошо осведомленный интеллектуал в 1255 году лично встретился с королем Киликийской Армении Хатумом I и осведомил его о политической ситуации на Южном Кавказе[2]. Умер Киракос в Киликии[16], как сообщает Григор Акнерци, в 1271 году «В 720 г. армянского счисления преставились в Христе славные вардапеты наши, Киракос и Вардан»[17].

В армянской историографии период монгольского вторжения и владычества представлен более 10 ценными историографическими трудами[18]. Кроме мелких хроник и колофонов рукописей, сохранились значительные труды Вардана Великого, Григора Акнерци, Смбата Гундстабля, Мхитара Айриванеци, Степаноса Орбеляна, отношение которых к монголам различно. Киракос, один из наиболее важнейших[2] армянских историков XIII века, является ярким представителем тех историков, которые относились к монголам резко отрицательно. Он также сообщает ценные данные истории этого периода[16].