Кириленко, Андрей Павлович


Андре́й Па́влович Кириле́нко (8 сентября (26 августа) 1906 года, Алексеевка, Воронежская губерния[3] — 12 мая 1990 года, Москва) — советский партийный деятель, член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС (1962—1982), секретарь ЦК КПСС (1966—1982).

Родился в семье неграмотного и религиозного кустаря, русский. Окончил сельскую школу (1920) и Алексеевскую профтехшколу (1925). Трудовую деятельность начал электрослесарем в Острогожске. Член ВКП(б) с 1931 года.

В 19251929 годах работал на предприятиях Воронежской губернии, в апреле 1927 – апреле 1928 – слушатель электрокурсов профессионально-технической школы, затем на шахте в Донбассе. В 1929—1930 годах находился на комсомольской, советской, кооперативной работе. В августе–ноябре 1929 инструктор Острогожского окружного комитета ВЛКСМ, в ноябре 1929 – декабре 1930 инструктор Острогожского окружного отдела местного хозяйства, заведующий организационным отделом Правления центрального рабочего кооператива.

В декабре 1930 – сентябре 1932 учился в Новочеркасском авиационном институте, затем перевёлся в Рыбинский авиационный институт (Ярославская область), который окончил в 1936.

В 19361938 годах инженер-конструктор авиационного завода в Запорожье (Запорожский моторостроительный завод). С 1938 года на партийной работе: второй секретарь Ворошиловского районного комитета ВКП(б) Запорожской области, в феврале–ноябре 1939 секретарь и с ноября 1939 по 1947 второй секретарь Запорожского обкома ВКП(б) (в 1946—1947 годах первым секретарём областного комитета ВКП(б) был Л. И. Брежнев).

С началом Великой Отечественной войны непосредственно участвовал в осуществлении военно-мобилизационных мероприятий и эвакуации промышленных предприятий и материальных ценностей Запорожской области в тыл страны. С ноября 1941 по апрель 1942 года — член Военного совета 18-й армии Южного фронта (где служил вместе с будущим генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым). С 1943 по 1944 год — уполномоченный Государственного комитета обороны на авиационном заводе в Москве. В это время на предприятии было освоено и значительно расширено производство новейшей авиационной техники для ВВС[4].