Кировско-Выборгская линия


Первая линия Петербургского метрополитена, также известная как Ки́ровско-Вы́боргская (официальное название до 1993 года[3]), или красная линия, соединяет через центр юго-западные и северо-восточные районы Санкт-Петербурга. Крайний северный участок линии находится уже в Ленинградской области. В составе линии 19 станций, её длина 29,57 км, среднее время поездки по всей линии — около 47 мин[4]. На линии имеются участки как глубокого, так и мелкого заложения.

Несмотря на то, что Кировско-Выборгская линия рассчитана на 8-вагонные поезда (их составность была увеличена с 7-вагонной на 8-вагонную в 2004 году[5])[6], из-за особенностей эксплуатации они не полностью помещаются на станциях, в связи с чем у поездов всегда закрыта последняя дверь последнего вагона (32-й дверной проём) в обоих направлениях (в центр и из него), также всегда закрыта первая дверь первого вагона на станциях «Технологический институт» (конкретно — во втором зале) — по направлению в центр и «Девяткино» (в обоих направлениях)[7].

Кировско-Выборгская линия является первой в СССР, России и на постсоветском пространстве, станция которой — «Девяткино», находится в городе другого субъекта страны — Мурино Ленинградской области[8].

Первая линия в Петербургском метрополитене, на которой, вслед за Филёвской линией Московского метрополитена[9], впервые за полвека[10] к управлению электропоездом допущены женщины, что связано с оснащением линии с современными поездами[11]; незаконность запрета на управление электропоездов женщинами, дискриминирующий женщин в России, была признана ООН[12].

Строительство метрополитена началось в январе 1941 года, но с началом войны выработки были затоплены. Вновь строительство начато 3 сентября 1947 года. 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена, а 15 ноября первая линия петербургского метрополитена была торжественно открыта.

В довоенный проект трассировки входила станция «Сад 9-го января» — она не была построена в целях экономии[13].