Кирпичный экспрессионизм


Кирпичный экспрессионизм (нем. Backsteinexpressionismus) — обозначение для особого варианта архитектурного экспрессионизма с использованием кирпича, который был характерен для Германии 1920-х годов. В основном данный стиль был распространён в больших городах Северной Германии и в Рурской промышленной области. Помимо этого, амстердамская школа также использовала данный архитектурный стиль, впоследствии распространившийся и на другие регионы.

Кирпичный экспрессионизм возник параллельно с новой функционально-экономической архитектурной школой Баухауза. В то время, как в архитектуре Баухауза осознанно отказывались от всех декоративных украшений, архитекторы экспрессионизма разработали свой орнаментальный язык с грубыми, резкими, часто заостренными элементами; горизонтальными и вертикальными формами. Таким образом представители экспрессионизма пытались выразить напряжение и динамику послевоенного времени, а также отразить его стремительность и напряженность, прогресс и поначалу радостное предвосхищение будущего.

При строительстве использовался обожженный кирпич (Backstein), однако главным строительным материалом являлся клинкерный кирпич (Klinker), поэтому часто кирпичный экспрессионизм называют ещё клинкерным (Klinkerexpressionismus). Клинкерная плитка стоила дороже, поэтому она в основном использовалась только для оформления фасадов, но в то же время она была устойчивым материалом, поэтому она лучше всего подходила для промышленных предприятий. Именно по этой причине кирпичный экспрессионизм получил широкое распространение в суровых Рурских климатических условиях, где он стал типичным региональным стилем. Также шероховатая поверхность, характерная для клинкерного кирпича, и его богатая цветовая палитра (от красно-коричневого до фиолетового) позволила ему стать одним из популярных материалов того времени.

Особенностью кирпичного экспрессионизма является живость фасадов, которая достигается за счет целенаправленной кладки кирпича в узоры и орнаменты. Таким образом, большая пустая поверхность стен становилась живой и яркой. Эти орнаменты придавали фасадам вертикальный и горизонтальный ритм. Из кирпичей создавались целые скульптурные изображения. Иногда из-за своего индивидуального, особого внешнего вида в качестве декоративного элемента использовался обожженный клинкерный кирпич. По сути, это был бракованный кирпич, но с очень необычными оттенками. Фасады зданий украшались скульптурами из клинкерного кирпича, керамики и другими элементами, например, в духе арт-деко, что было не удивительным для того времени. Также чувствуется влияние модерна, который в 20-е гг. достиг большой популярности. Архитекторы-экспрессионисты часто использовали другие стили, даже восточную архитектуру.