Кисть (инструмент)


Кисть — инструмент для покраски и живописи. Кисти делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных или синтетики.

Кисти являются самыми распространенными инструментами для малярных работ. Их можно использовать почти с любыми лакокрасочными материалами. Но тем не менее кисти следует выбирать в зависимости от того, какие работы и каким материалом предполагается выполнять.

Для малярного дела служат кисти из щетины 2-го сорта, более мягкой и подвергаемой некоторой отделке; для живописи масляными красками идет щетина ещё более отделанная, для сравнительно жестких щетинных кистей, и мягкие хвостовые волоски (см. ниже) — для кистей мягких; для акварельной живописи — особенно мягкие и нежные волоски. Отделка щетины состоит в белении, так называемом печении и шлифовании.

Для отбелки моют светлую щетину в теплом растворе мягкого мыла, потом в холодной воде и оставляют на 2—3 дня в насыщенном водном растворе сернистой кислоты. Желтоватая щетина отбеливается и на солнце (влажная, под стеклом), но русская щетина не поддается такой обработке. Для придания упругости щетине и другим волосам для кистей — их связывают в пучки, около 2½ см толщины, и кладут в нагретую до 60 °C золу, насыпанную в невысоком железном ящике. Их вынимают минут через 15 лежания, причем и внутренние части пучков должны прогреться до того, чтобы ладонь руки едва могла выдержать прикосновение к ним. Шлифуют щетину только для лучших кистей. Пучки, приготовленные уже для кистей, утрясают каждый отдельно, чтобы концы были ровны, обмакивают в жидко разведённую глину и оставляют затем сохнуть 1—2 дня. Шлифуют концы на большом, плоском куске пемзы или острозернистого песчаника; во время этой работы глина сама собой высыпается. Затем пучок (выровненный), слегка связанный ниткой, вклеивается концом, противоположным выровненному, в оправу при помощи расплавленного чёрного вара. Деревянные палки (ручки) заостренным и подрезанным в виде копья концом втыкаются в пучок, который после того крепко обматывается и обвязывается нитками, иногда покрываемыми столярным клеем. К. вправляются иногда в жестяные кольца, иногда в дерево (французские).[1] Трафаретные кисти вделываются в длинную жестяную оправу, снабжаемую деревянной палочкой.[2]

Для контроля качества нанесения краски малярной кистью и для подготовки поверхности под покраску используют малярную лампу — светодиодный прожектор, который узким пучком пологого света под острым углом (≈6–45°) падает на рабочую поверхность и подсвечивает её изъяны, незаметные при дневном или стандартном потолочном освещении. Чем меньше угол, тем лучше видно неровности. Боковой свет от малярной лампы показывает все шероховатости, но не ослепляет маляра. Его закрепляют на поверхности и прямо во время покраски контролируют слой лакокрасочного покрытия.