Китайский сад


Кита́йский сад — стиль ландшафтного сада, который формировался на протяжении трёх тысяч лет. Это понятие включает в себя как огромные сады императорской семьи, разбитые, чтобы произвести впечатление, так и более интимные сады учёных, поэтов, бывших правительственных чиновников, солдат и купцов, созданные для размышлений и уединения от внешнего мира. Они воспроизводят идеализированные миниатюрные ландшафты, которые выражают гармонию, которая должна существовать между человеком и природой[1]. Главная идеологическая линия китайского сада – копирование известных природных пейзажей[2].

Типичный китайский сад окружён стенами и включает в себя один или несколько прудов, группы камней, деревья и цветы, различные залы и павильоны, которые соединены извилистыми дорожками и зигзагообразными галереями. Перемещаясь от одного места к другому, посетители могут просматривать ряд тщательно подобранных сцен[3].

Уже в древнейшем китайском каноне — «Книге Песен» — упоминается «радость парка».[4] В 1267 году заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бохайвань) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане — обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс — парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.

Разделение на императорские и частные сады сложились к V−VI века. Императорский парк — масштабная картина мира, частный отличался склонностью к деталям и миниатюрным композициям[5].

Классический китайский сад спроектирован таким образом, что наблюдатель не может охватить взором весь сад. Сад состоит из комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами[6]. Перемещаясь по саду, в каждый момент времени посетитель наблюдает новые виды. Например, вид на сад от главного входа закрывался холмом или деревьями. В фольклоре экраны имели магический смысл: служили защитой от злых духов. Приём «заимствование вида» предполагал созерцание сада с разных сторон: надо было учесть, как видит его хозяин, подъезжающие гости и даже соседи.