Китайский фарфор


История развития керамики в Китае началась ещё в период неолита. К середине правления династии Чжоу (5-6 век до н. э.) удалось достичь более высокой температуры обжига, а следовательно и увеличения плотности гончарных изделий.[1] Этим периодом датируются и первые керамические сосуды с глазурью. Так называемый прото-фарфор, при изготовлении которого стал впервые применяться каолин, появился в Китае в эпоху династии Хань (206—221 гг. н. э.). Производство керамики ограничивалось изготовлением сосудов и ваз, по форме и декору повторяющих бронзовые изделия того времени. В эпоху Троецарствия (220—280 гг. н. э.) и период Шести династий (220—589 гг. н. э.) существенных усовершенствований и новаций в области изготовления керамики сделано не было.

Расцвет китайской керамики начался в период правления династии Тан (618—906 гг. н. э.).[2] Он сопровождался появлением полихромных глазурей и богатого разнообразия форм: ваз, сосудов с крышками, блюд, кувшинов, чаш, баночек для косметики. Эти изделия часто украшались орнаментальным узором. Особую группу произведений искусства керамики этой эпохи составляют фигуры (придворные дамы, танцовщицы, лошади), призванные сопровождать умерших в их загробной жизни и выполненные с тонкой наблюдательностью, высоким мастерством и художественным вкусом.

Вершиной развития китайской керамики принято считать эпоху династии Сун, которая знаменита своими зеленоватыми и голубыми селадоновыми изделиями с глазурью. Одним из примеров такой керамики является фарфор Жу Яо, который на протяжении короткого периода производился около 1100 года. Фарфор Жу Яо известен своими строгими минималистическими решениями и оценивается как один из примеров минималистической художественной программы.[3]

Изготовление изделий из твёрдого фарфора, получаемого обжигом при температуре 1400—1460°, начинается в Китае в эпоху правления монгольской династии Юань и достигает своего расцвета в период династии Мин. Особую известность получают изделия с подглазурной синей росписью, пигмент для которой в первое время импортировался из Персии. Эти изделия получили необычайно широкую популярность и в больших количествах поставлялись на экспорт в Юго-Восточную Азию, Индию, на Ближний Восток, а с 16 века и в Европу — сначала португальцами, а затем и Голландской Ост-Индской компанией. Многие европейские монархи 16-18 веков были страстными коллекционерами китайского фарфора и основывали в своих дворцах т. н. «китайские залы», которые были оформлены в китайском стиле и украшены выставленными в них произведениями китайского искусства, в первую очередь изделиями из фарфора. Такой «Китайский зал» был создан и в Большом Царскосельском дворце по проекту архитектора Растрелли в период царствования Екатерины II.


Посуда с полихромной надглазурной росписью
Каолин