Кифара


Кифа́ра (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara[1]) — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры. Кифара считалась инструментом Аполлона; в отличие от авлоса — инструмента Диониса.

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. Считается, что в Гре­цию инструмент был за­ве­зён из Егип­та и Ма­лой Азии. Стра­бон на­зы­вал её «ази­ат­ской»[2].

На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжёлый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12 (см. Тимофей Милетский). На кифаре играли стоя, держа ее перед грудью. Левой рукой исполнялась мелодия, а правой делали ритмичные удары по струнам[3]. На кифаре иг­ра­ли кос­тя­ным плек­тром, который кре­пил­ся к ин­ст­ру­мен­ту шнур­ком. Во вре­мя иг­ры ин­ст­ру­мент под­дер­жи­вал­ся с по­мо­щью рем­ня, при­вя­зан­но­го к за­пя­стью[2].

Изначально кифара использовалась для аккомпанемента пению. По-видимому, в классическую эпоху она стала использоваться также как сольный инструмент. Если ещё для Платона «игра на одной лишь кифаре» (др.-греч. κιθάρισις ψιλή) — признак дурной (лишённой «воспитательного» слова) музыки (Законы, 669e), то для модерниста Афинея — это уже особое мастерство, заслуживающее своего термина, «псилокифаристика» (др.-греч. ψιλοκιθαριστική)[4].

Впервые сло­во «кифара» (в архаической форме) встречается в "Илиаде" Го­ме­ра[2]. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаре́дом, по другой традиции, кифаро́дом (др.-греч. κιθαρῳδός); музыканта, играющего на кифаре (без пения),— кифаристом (др.-греч. κιθαριστής). Искусство пения под кифару у греков называлось кифаро́дией (др.-греч. κιθαρῳδία). Был разработан целый ряд формульных мелодических композиций — номов, на которые поэты распевали гекзаметрические стихи Гомера и стихи собственного сочинения. Кифародические номы были известны всем ценителям музыки по именам («Беотийский», «Эолийский», «Высокий» и другие) и использовались как «конкурсные» сочинения на праздниках и играх (например, Пифийских). Легендарным создателем кифародических номов древние считали (например, у Псевдо-Плутарха) Терпандра. Искусство игры на кифаре как таковой именовалось кифаристикой (др.-греч. κιθαριστική).

Одно из первых известных изображений кифары — на так называемом саркофаге из Агия-Триады (минойского поселение на Крите), который выставлен в Археологическом музее Ираклиона. Саркофаг использовался во время микенской оккупации Крита (ок. 1400 до н. э.)[5][6].