Клакёр


Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque — хлопок ладонью) — профессия человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля.[1]Клака (фр.  Claque) — организация собственного суррогатного успеха или провала чужого выступления группой подставных зрителей — клакёров, нанятых антрепренёром, ведущим актёром, драматургом, оратором, политиком и т. д. В общем, любая неискренняя и заранее организованная коллективная поддержка.

Группу профессиональных клакёров называют клакой. Используя эффект «социального доказательства», они стараются заставить публику в театрах вместе с ними аплодировать, кричать «Браво!» или проявлять недовольство. Уже в III веке до н. э. греческий драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакёров[источник не указан 4904 дня].

Известно о существовании этого явления в Древнем Риме[2] под названием theatrales operae или fautore .

В эпоху Возрождения клака распространялась в странах Европы, прежде всего в музыкальном театре Италии. В XVII в. по всей Европе зародилась профессиональная клака, которая для обеспечения иллюзии успеха спектакля аплодировала на заказ постановщиков спектакля в заранее выбранных местах. Они могли на заказ провалить представление конкурента. Современная организация платных аплодисментов (klakers) берет свое начало в Париже, где уже в 1820 году своего рода предприимчивый Sauton открыл офис для страхования драматических успехов (assurance de succès dramatiques). С тех пор он распространился на все европейские оперные и другие театральные сцены. У каждого клакёра есть свой органайзер, который определяет, когда и насколько необходимо поддерживать артиста, хлопая, топая, звоня и т. д., то есть сбивая оставшуюся аудиторию. В дополнение к выражению энтузиазма, однако, клакёр также может оказать негативное влияние, например, освистывая артиста, который отказался платить за услуги. Вообще, феномен клаки считался негативным явлением и часто безуспешно подавлялся. Например, Густав Малер попытался полностью запретить феномен клаки после вступления в должность директора Венской оперы в 1897 году, но ему это не удалось.