Кларисса (роман)


«Кларисса, или История молодой леди» (англ. Clarissa, or, the History of a Young Lady) — роман Сэмюэля Ричардсона (1689—1761) в 4 томах, написанный в 1748 году. Создан в эпоху Зрелого Просвещения в жанре семейно-бытового нравоописательного романа воспитания. Этот жанр в то время был очень распространён в литературе. В частности, помимо «Клариссы» Ричардсон написал романы «История сэра Чарльза Грандисона» и «Памела, или вознаграждённая добродетель», главная идея которых — превозношение добродетели в традиционном понимании: блаженны безгрешные, будьте добродетельны, и вы будете счастливы. Роман «Кларисса» написан иначе — в нём доминирует трагическая линия.

События разворачиваются в 1740-х годах в Англии. Кларисса Харлоу — младшая дочь из разбогатевшей буржуазной семьи — получает большое наследство от деда. Будучи девушкой высоконравственной и альтруистичной, она передаёт свои права другим членам семьи. Брат Джеймс и сестра Арабелла начинают её притеснять, добиваясь брака с отвратительным, но богатым Сомсом. Для Клариссы брак без любви невозможен, и она категорически отказывается.

Аристократ Роберт Ловелас (Лавлэйс, Ловлас), видя, в какой она ситуации, решает этим воспользоваться и соблазнить невинную девушку. Он похищает её под видом спасения, держит в грязном притоне, выдавая его за достойный дом вдовы священника. Несколько его знакомых проституток и друзей играют роли дам светского общества и их кавалеров. Между Клариссой и Ловеласом идёт нравственный поединок. Ловелас подвергает её духовным испытаниям, которые Кларисса проходит с честью. В конце концов, он берёт её силой. Для Клариссы после этого всё кончено. Все её духовные принципы попраны. Она умирает, успев его простить, а Ловелас оставшуюся жизнь живёт в страшном раскаянии. В конце концов он погибает на дуэли.

Цитата из Ювенала, приводимая в романе, по мнению автора определяла идейное значение романа: «hominum mores tibi nosse volenti sufcit una domus» («если ты хочешь познать нравы человеческого рода, тебе довольно и одного дома»). В стенах одного дома Ричардсон открывает и столкновение интересов, и борьбу мировоззрений, и страстей, и сложные взаимопереходы противоречивых чувств[1]. Движение сюжета проистекает от столкновения характеров, классов (аристократическая «честь» и буржуазная «мораль»), двух нравственных кодексов, отношений к жизни, от «человеческой природы». Моральный долг в лице Клариссы противопоставлен беспринципности Ловеласа: Кларисса добра и нравственна, Ловелас циник и эгоист; она — жертва, он — хищник. Оба — противоположные концепции человека. Ричардсон через эти образы смог показать, как тесно связаны между собой пороки и добродетели, оказывающиеся порой проявлением одной и той же черты характера[1].