Классические методы исследования памяти Эббингауза


Классические методы исследования памяти — четыре метода изучения работы памяти человека, предложенные Г. Эббингаузом.

Благодаря опытам Эббингауза по изучению памяти был расширен предмет изучения психологии. Раньше считали память настолько сложной функцией, что изучать её экспериментально было невозможно. Исследования памяти проводились Эббингаузом с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 гг., и в 1885 году опубликовал свои исследования в монографии «О памяти». Он разработал методы исследования памяти процессов заучивания и сохранения, которые позже назвали классическими. Представленные ниже методы и их модификации используются и в настоящее время наряду с новыми методиками. Законы, которые сформулировал Эббингауз на основе своих экспериментов, имели огромное значение для развития многих прикладных областей психологии, например: педагогической психологии. В ней были созданы тесты умственного развития по принципу незаконченных предложений, а также результативные методики обучения.

Такой метод часто применяется в школе: «Или же заставляют заучивать путем частого повторения более богатый по объему материал до полного его усвоения, как это делается в школе (метод заучивания)».[1] Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т.д). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор еще раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведет ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. При этом становится возможным построить кривую забывания: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.[2]. Благодаря этому методу возможно проследить динамику процессов запоминания, а также процесс забывания различного материала.

Данный метод является разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания.[2]