Клеанф


Клеанф (др.-греч. Κλεάνθης) из Асса (ок. 331[5]/330, Асс[6], Малая Азия — ок. 230 до н. э., Афины) — греческий философ-стоик, представитель Ранней (Древней) Стои, живший в середине III века до н. э., ученик Зенона Китийского после смерти которого — его преемник во главе стоической школы.

В молодости был кулачным бойцом. Οк. 280 до н. э. пришёл учиться к Зенону[5]: придя в Афины с 4 драхмами, уплатил их ему за право слушать его чтение, а по ночам носил воду и месил муку[7].

Из его многочисленных сочинений, кроме мелких отрывков, сохранён Стобеем «Гимн к Зевсу». Это самый большой текст, дошедший до нашего времени от Древней Стои. В этом произведении Вселенная «предстаёт одним большим живым существом, душа которого — Бог, а сердце — Солнце»[8].

Клеанф известен главным образом тем, что обвинил в безбожии и потребовал изгнания автора гелиоцентрической системы Аристарха Самосского за то, что тот «сдвинул с места Очаг [Сердце] Вселенной», под которым Клеанф подразумевал, очевидно, Землю[9]. Последовали ли греки совету Клеанфа, неизвестно.

По одной из версий, Апостол Павел цитирует Клеанфа в своей речи, произнесённой в Афинах, которая записана в 17-й главе книги Деяний Апостолов: «Как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: 'мы Его и род'.» (Деян. 17:28) (по другим версиям, Павел цитирует провидца Эпименида, либо поэта Пиндара).

Самым значительным учеником Клеанфа был его преемник Хрисипп, начавший учиться у него ок. 260 г. до н. э.[5]. Также у него, возможно, учился учившийся у Зенона Сфер Боспорский[11].