Климов, Михаил Георгиевич


Михаи́л Гео́ргиевич Кли́мов (9 [21] февраля 1881 — 20 февраля 1937) — русский дирижёр-хормейстер, оказавший существенное влияние на художественный облик Петербургской капеллы двадцатого столетия.

Учился в московском Синодальном училище (18931900). В 1908 окончил Петербургскую консерваторию (класс теории композиции Н. А. Римского-Корсакова и класс дирижирования Н. Н. Черепнина).

В 19041906 и 19131917 — старший учитель пения (дирижёр), 19171935 главный дирижёр, в 19191921 заведующий, в 19221930 директор Петербургской капеллы. По инициативе Климова в 1927 из Голландской церкви в Капеллу был перенесён орган.

В 1921 году предложил М. О. Штейнбергу свод напевов Страстной седмицы, который был использован композитором для создания своего цикла "Страстная Седмица"[1]

В 1921 участвовал в организации Оперной студии Петербургской консерватории, которой впоследствии руководил. В 19221923 член правления Консерватории.

Выдающийся музыкант, обладавший тонким слухом, музыкальной памятью, чувством стиля, художественным вкусом, Климов создал хоровой коллектив, владевший многообразными музыкальными формами — от простой песни до монументальных произведений классической и современной музыки. Стремясь к созданию нового репертуара, Климов сделал ряд переложений для хора (сочинения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского и др.), представляющих самостоятельный интерес. Некоторые из них исполняются до сих пор («Грёзы» Шумана, «Неаполитанская песня» Чайковского, «Музыкальная табакерка» Лядова, «Песня о блохе» Мусоргского и др.).