Гирц, Клиффорд


Кли́ффорд Джеймс Гирц (Герц, англ. Clifford James Geertz /ˈɡɜrts/; 23 августа 1926, Сан-Франциско — 30 октября 2006, Филадельфия) — американский антрополог и социолог, основательсимволическо-интерпретативной антропологии[англ.], занимающейся изучением различных культур и влиянием концепции культуры на концепцию человека. Член Национальной академии наук США (1973)[6].

В 1956 году в Гарвардском университете под научным руководством Толкотта Парсонса получил доктора философии, защитив диссертацию «Религия Моджокуто: исследование ритуала и веры в сложном обществе»[7].

Основные труды посвящены традиционным религиям и культурам Юго-Восточной Азии и Северной Африки, элементам традиции в современном мире. Сотрудничал с Эдвардом Шилзом и Толкоттом Парсонсом, у которого учился в Гарварде, был близок к структурному функционализму в изучении обществ и религиозных систем (Р. Белла и др.). Однако предметом его научного интереса выступали прежде всего символические аспекты коллективного действия (обычая, ритуала, праздника, социальных движений) в его связи с общими взглядами человека на мир и своеобразным «этическим» отношением к миру. Гирц стал основателем «символической» или «интерпретативной» антропологии, развивающей в этом плане подходы герменевтики, аналитической философии языка. Известность получила серия обобщающих статей Гирца «Религия как культурная система», «Идеология как культурная система», «Искусство как культурная система» и «Здравый смысл как культурная система». Его эмпирические работы — монография о петушиных боях у балийцев («Глубокая игра»), статья «Личность, время и поведение на Бали» и ряд других — стали научной классикой. Он популяризировал метод «насыщенного описания» в гуманитарных науках.

Повлиял на социальные науки конца XX века, на весь круг дисциплин, исследующих культуру (англ. cultural studies), в частности — на становление школы нового историзма (Стивен Гринблатт). Лауреат Национальной премии критики (1989) за книгу «Труды и жизни: Антрополог как автор». Труды Гирца переведены на многие языки, включая русский, турецкий и китайский, входят в учебные программы университетов.