Клод Фролло


Клод Фролло́ (фр. Claude Frollo) — главный антагонист романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», а также постановок по мотивам данного романа.

Фролло — священнослужитель, недавно назначенный архидьяконом Собора Парижской Богоматери. На протяжении всего романа в нём борются обет безбрачия и плотское желание, страсть[1]. Он безнадёжно влюбляется в уличную танцовщицу — цыганку Эсмеральду, следит за ней, обвиняет в колдовстве и покушении на убийство капитана Феба де Шатопера, доносит на неё, способствует аресту девушки и неоднократно признаётся ей в любви. После того, как Клод узнаёт, что ничего, кроме отвращения и страха Эсмеральда к нему не испытывает, рассудок священника охватывает помутнение гораздо более сильное, нежели лишения, которые он претерпевал на протяжении всей своей жизни. Он угрожает Эсмеральде погибелью, если та не захочет быть с ним: "Могила — или моё ложе!", и однажды предпринимает попытку взять её силой в одной из келий Собора Парижской Богоматери.

Последняя их встреча происходит ночью на Гревской площади, когда священник предоставляет девушке выбор - между виселицей и ним самим. Когда Эсмеральда в очередной раз грубо и твёрдо отказывает Клоду, тот, обезумев окончательно, волочит её к Роландовой башне и оставляет её под надзором затворницы Гудулы (наст. имя — Пакетта Шантфлери) до прихода стражи.

В финале Клод, забравшись на одну из балюстрад Собора, лицезрит цыганку в петле и, разразившись нечеловеческим хохотом, погибает от рук своего приёмного сына — горбуна Квазимодо, тоже влюблённого в цыганку. Звонарь в ярости сбрасывает священника с балюстрады и тот, преодолев ещё несколько препятствий на пути к смерти, наконец встречается с ней лицом к лицу.

«Среди множества лиц, озарённых багровым пламенем костра, выделялось лицо человека, казалось, более других поглощенного созерцанием плясуньи. Это было суровое, замкнутое, мрачное лицо мужчины. Человеку этому, одежду которого заслоняла теснившаяся вокруг него толпа, на вид можно было дать не более тридцати пяти лет; между тем он был уже лыс, и лишь кое-где на висках ещё уцелело несколько прядей редких седеющих волос; его широкий и высокий лоб бороздили морщины, но в глубоко запавших глазах сверкал необычайный юношеский пыл, жажда жизни и затаённая страсть. Он, не отрываясь, глядел на цыганку, и пока шестнадцатилетняя беззаботная девушка, возбуждая восторг толпы, плясала и порхала, его лицо становилось все мрачнее. Временами улыбка у него сменяла вздох, но в улыбке было ещё больше скорби, чем в самом вздохе»[2].

Архидьякон предстаёт в романе как высокий, широкоплечий мужчина с бледным оттенком кожи. Он не обделён физической силой и обладает, к тому же, сильным, чистым голосом.