Клухорский перевал


Клухо́рский перева́л — перевал на Военно-Сухумской дороге на высоте 2781 м через Главный Кавказский хребет. Длина перевального участка 45 км[2]. Описание перевала дано ещё в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Клухорский перевал, высотой 9075 футов над уровнем моря, в западной части главного Кавказского хребта; через него идет дорога из Сухума в Баталпашинск»[3].

Клухорский перевал — самый высокогорный участок Военно-Сухумской дороги[4]. Участок дороги через Клухорский перевал не приспособлен для автомобильного движения. Транспортное сообщение по Военно-Сухумской дороге зависит от погоды на перевале. Зимой здесь часты снежные заносы.

В августе 1942 года седловина перевала оборонялась 1-м батальоном 85-го стрелкового полка 394-й стрелковой дивизии. 15 августа 1942 года Клухорский перевал захватили немецко-фашистские части 1-й горнопехотной дивизии «Эдельвейс», наступавшие вдоль Военно-Сухумской дороги. Боевые действия за перевал продолжались вплоть до 21 октября, но выбить противника с тактически удобных позиций на южных склонах перевала не удавалось. Однако после окружения под Сталинградом германской 6-й армии, немецкие войска начали покидать Северный Кавказ и в январе 1943 года перевал был ими оставлен[2].

После вооруженного грузино-абхазского конфликта 1992—1993 годов сквозное движение по Военно-Сухумской дороге закрыто.

Картину «Л. П. Берия организует оборону Кавказа на Клухорском перевале»[5] создала известный грузинский художник Елена Ахвледиани.

У Клухорского перевала в верховьях реки Теберды была впервые описана клухорская мышовка[6] — (лат. Sicista kluchorica) — вид из рода мышовки семейства мышовковые[7].