Книга Иисуса Навина


Книга Иису́са Нави́на (ивр.יְהוֹשֻׁעַ‏‎ Йехошуа) — книга, входящая в состав еврейской Библии (Танах) и Ветхого Завета[1]. Первая книга раздела Невиим еврейской Библии.

В разных переводах на русский язык носит названия: «книга Иошуи»[2]; «книга Иошуа»[2]; «книга Иехошуа»[3]; «Йегошуа»[4]; «Иеѓошуа»[5].

Описывает историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (первая половина XIII века до н.э.[6] — вторая половина XIII века до н.э.[7]).

По еврейской традиции автором книги является сам Иисус Навин (за исключением последних строк, повествующих о его смерти и похоронах, которые были дописаны пророком Самуилом). Помещается вслед за Пятикнижием Моисея, находится в теснейшей связи с ним и составляет его продолжение, так что некоторые учёные критики (Дилльман и др.) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют «Шестикнижием[en]».

Книга рассказывает о завоевании Ханаана израильтянами под предводительством Иошуи (Иисуса Навина) и о разделении Земли Израильской между коленами. Она заканчивается повествованием о последних днях и смерти великого предводителя. Вся книга состоит из двадцати четырех глав и распадается на две главные части и добавление. Повествование включает: 1) события, последовавшие за смертью Моисея; вторжение в страну и её покорение; 2) разделение страны; 3) действия реубенитов и пр.; два обращения Иисуса Навина к израильтянам незадолго до его смерти; к этому прибавлены краткие объяснения относительно места его погребения и распоряжений, касающихся останков Иосифа[2].

Книга составляет сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют еврейское военное право в древности. По оценке Брокгауза-Ефрона, критика указывает некоторые анахронизмы в книге, но в общем та «носит на себе печать современности и исторической правды»[2]. Наиболее трудным является сопоставление времени появления Израиля во главе с Иисусом Навином в Ханаане (XIII в. до н. э) и времени разрушения городов Ханаана (археологически датируются в промежутке от XV до середины XII вв. до н. э.)[8].