Книга Чисел


Книга Чи́сел (ивр. בְּמִדְבַּר‎, bᵊmiðbar, совр. произн. Бе-мидба́р — «В пустыне»; лат. Numeri; др.-греч. Ἀριθμοί; тж. «Четвёртая книга Моисея») — четвёртая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В Мишне и Талмуде[1] называется «Хумаш а-пкудим» (букв. «Пятина исчисленных»). Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т. п. Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия «на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.

В книге Чисел 36 глав. В иудаизме она (как и другие книги Торы) имеет другое деление — на «недельные главы» (парашат ха-шавуа).

В первых четырёх главах этой книги речь идёт о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое[2] составляет 603 550[3]. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась Скиния, которую несли левиты, а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о назореях и завершается священническим благословением[4], а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис., 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники[5][6].

На двадцатый день второго месяца на второй год Исхода израильтяне покинули гору Синай и двинулись в путь[7].

Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из Мари (XVIII—XVII века до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причём термины марийских документов (сабам, пакаду) соответствуют библейским терминам (цава и пакад). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII веке до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин»[8]. По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона[9], были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян[10]. Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян[11], поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами[12], и этот наказ был выполнен (глава 31). В I тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.