Книгоношество


Книгоношество в России — распространение книг и другой печатной продукции силами путешествующих индивидуальных торговцев-офеней и в региональной торговле в период активного развития книгопечатания. В настоящее время — форма библиотечного обслуживания читателей на местах.

Российское книгоношество появилось в середине XVIII в. Даже в столичных Санкт-Петербурге и Москве торговля вразнос успешно конкурировала с многочисленными торговыми рядами, лавками, лотками в крупных городах. Только в конце XIX столетия, когда в Москве работало до шести тысяч уличных торговцев, городские власти стали ограничивать торговлю вразнос, определив норму мест для этого в определённых частях города. Возле каждой тумбы допускалась торговля не более чем двух разносчиков[1].

Однако в отдалённых губерниях с низкой плотностью населения офенский промысел оставался выгодным. Книгоноши странствовали обычно по сельской местности, а сами селились преимущественно в городах Владимирской, Тульской губерний, Серпуховского и Подольского уездов Московской губернии[1]. По данным архивных источников, в книгоноши шли мужчины и женщины обоего пола, в среднем от 20 до 65 лет, из крестьян, мещан, отставных солдат и унтер-офицеров[2].

В ассортименте продаваемых книг превалировали лубочные издания, в которых преобладали сцены из жизни былинных богатырей, монастырские листовки, песни с иллюстрациями, карикатуры на городских купцов, портреты царей и генералов, пророческие предсказания о судьбе богатых и скупых людей, попавших в ад, сцены народных гуляний и т. д. Всегда хорошо раскупались календари, святцы, жития святых, сонники, оракулы. В середине XIX в. лубочные картинки стали изготавливать литографией с тщательной (до 12 цветов) раскраской, покрытой лаком или гуммиарабиком. Это сделало лубок доступнее по цене[1].

В литературном отделе имелись заманчивые книжки, стоившие до десяти копеек за штуку, со сказочными и увлекательными сюжетами: «Бова Королевич», «Илья Муромец», «Хмельная брага», «Тайный грех», «Венецианская красавица», «Современная гадалка», «Новейший полный фокусник», «Жизнь и казнь Стеньки Разина»[1].

Деятельность книгонош контролировалась властями: претенденты должны были продемонстрировать грамотность и получить свидетельства на право торговли, а также разрешение у местного губернатора. При этом личность заявителя тщательно проверялась на предмет политической благонадежности, несудимости. Он должен был указать, какими книгами намерен торговать[1]. От подачи заявления до выдачи разрешения проходило несколько месяцев и даже год, и в выдаче могли отказать из-за неблагонадёжности просителя, к каковой помимо политических причин относились и принадлежность к какой-то секте или официально признанному мусульманству, и простое пьянство[2].