Книжный оклад


Книжный оклад — декоративное покрытие переплётной крышки, выполненное из жёстких материалов[1]. Окладами главным образом украшались богослужебные книги[2].

Появление окладов связано с распространением кодекса как формы книги, представляющей собой блок листов писчего материала, скреплённых в корешке и помещённых в обложку или переплёт[1][3]. Древнейшие книжные оклады возникли в VII—VIII веках в Византии; они создавались из слоновой кости и использовались для украшения переплётов Евангелий[2][4]. Начиная с IX—X веков получили распространение цельнометаллические оклады[1][5]. В числе материалов, из которых изготавливались оклады книг, были золото, серебро, олово, золочёная и серебрёная медь; для отделки применялись чеканка, литьё, тиснение, ковка, филигрань; для украшения использовались драгоценные камни, кабошоны из цветного стекла, эмалевые вставки[1][5][6]. Богатство и разнообразие материалов и техник были призваны подчеркнуть драгоценность самой святыни и воздаваемое ей почитание[7].

Книжные оклады в виде сплошного покрытия были широко распространены в искусстве западноевропейского и византийско-славянского средневековья[1]. Оклады западноевропейских Евангелий могли иметь центральные и угловые накладки с изображениями Распятия и Воскресения Христа либо Деисуса и четырёх евангелистов; в центре иногда помещался накладной крест[5][2]. Сходным образом оформлялись оклады и в русской традиции; изображения Христа и евангелистов могли дополняться также образами небесных сил, святого, во имя которого был освящён храм, или святых покровителей заказчика книги[7]. Отличительной особенностью русских окладов было украшение исключительно верхней доски напрестольных Евангелий, тогда как на нижней крепились специальные подставки («жуковины»)[2]. Кроме того, оклад мог состоять из отдельных, не скреплённых между собой пластин средника, наугольников и декоративных элементов, составлявших единое композиционное целое[7][8].

Со временем под влиянием искусства книжных окладов подобным образом стали украшать и иконы (см. Оклад иконы): вначале маленькие, резные, позднее большие, храмовые[5][6].