Кносский лабиринт


Кносский лабиринт (др.-греч. Λαβύρινθος) — в древнегреческой мифологии сложное сооружение со множеством запутанных переходов, спроектированное легендарным изобретателем и инженером Дедалом на острове Крит.

Согласно афинской мифологии лабиринт в Кноссе был построен Дедалом для царя Миноса. Он был так хитро построен, что сам его создатель едва смог сбежать оттуда[1]. В лабиринте заключили чудовище-людоеда Минотавра, на съедение которому афиняне должны были отправлять семь юношей и семь девушек ежегодно. Предназначение лабиринта состояло в том, чтобы удерживать чудовище и не дать ему выбраться наружу. Позднее на остров в числе юношей для Минотавра прибыл герой Тесей. Его полюбила Ариадна, дочь Миноса, и, чтобы помочь выбраться из Лабиринта, дала ему с собой клубок ниток. Тесей привязал конец нити к двери у входа в лабиринт и, убив Минотавра, благополучно выбрался из запутанных ходов[2]. В кносской мифологии центральную роль занимает не победа героя Тесея над Минотавром, а критские мотивы: условное изображению лабиринта и сам Минотавр — атлетически сложенный мужчина с бычьей головой[3]. Главным божеством Крита был бык, а среди минойских сюжетов не было ни Миноса, ни Ариадны, ни Тесея[4]. Существуют также теории, что Лабиринт был построен Дедалом задолго до жизни царя Миноса по подобию египетского лабиринта[5].

На критских монетах в течение длительного времени, от архаики до позднего эллинизма, встречаются изображения, отсылающие к афинскому мифу. Хотя на ранних Критских монетах демонстрируются ветвящиеся ходы под стать их литературному описанию, изображение Лабиринта упростилось до ставшего классическим критским, без тупиков и разветвлений. Такой вид изображения стал использоваться для иллюстрирования Лабиринта ещё в 430 годах до н. э.[6] и стал широко использоваться для его визуального отображения.

Вероятно, прототипом для легендарного лабиринта стал Кносский дворец, который считался таким же вымыслом, что и лабиринт, вплоть до самого конца XIX века, когда он был обнаружен сначала Миносом Калокериносом, а затем Артуром Эвансом[7][8]. Сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений Кносского дворца напоминает лабиринт, пещерный, подземно-наземный, состоящий из нескольких этажей[4].