Князь-епископ


Князь-епископ (нем. Fürstbischof) — епископ, который помимо осуществления священнических функций обладал светской властью на определённой территории и являлся сувереном соответствующего территориального образования — церковного княжества. Князья-епископы особенно характерны для Священной Римской империи, в которой церковные княжества являлись важной опорой государственной власти, а их правители обладали статусом имперских сословий и пользовались полной самостоятельностью во внутренних делах. Князья-епископы также существовали в Англии (епископ Дарема), Франции, Черногории и некоторых других странах. В настоящее время правами князя-епископа в отношении Андорры обладает епископ Уржельский.

Князья-епископы Священной Римской империи представляли собой епископов, возведённых в княжеское достоинство. Они образовывали отдельное имперское сословие и имели право участвовать в рейхстагах Священной Римской империи (духовная курия Совета имперских князей).

Статус светского правителя у германских епископов начал складываться ещё в раннее средневековье, когда имперская церковная система находилась под полным контролем императоров и являлась одной из важнейших опор их власти. Противопоставляя епископов более независимым светским правителям племенных герцогств императоры XXII веков назначали на епископские кафедры своих приближённых и уступали им королевские права (регалии) на соответствующей территории. В процессе дальнейшей децентрализации Священной Римской империи такие территории постепенно трансформировались в автономные княжества под властью епископов.

Важнейшим юридическим документом, закрепившим светскую власть епископов и давшим толчок развитию территориального суверенитета в рамках церковных княжеств, стал указ императора Фридриха II 1220 года «Соглашение с князьями церкви». «Золотая булла» 1356 года предоставила трём князьям-епископам (архиепископам Майнца, Кёльна и Трира) статус курфюрстов с правом голоса при выборах императора и независимостью во внутренних делах, поставив тем самым эти церковные княжества в один ряд с крупнейшими светскими государственными образованиями империи. К началу XVI века на территории империи существовало 53 церковных княжества, правители которых образовывали в рейхстаге отдельную курию (перечень князей-епископов Священной Римской империи в 1521 году см.: Состав рейхстага Священной Римской империи в 1521 г.).

В результате Реформации XVI века, сопровождаемой процессами секуляризации и медиатизации церковных владений, количество княжеств-епископств в составе империи уменьшилось к 1648 г. до двадцати трёх. Некоторое время (до начала XVII века) наряду с католическими церковными княжествами существовали и протестантские (например, Магдебургское архиепископство), которые, однако, по мере развития институтов лютеранской церкви и лютеранских княжеств теряли самостоятельность и переходили под управление светских администраторов — правителей соседних государственных образований.