Эллис (писатель)


Эллис, настоящее имя Лев Львович Кобылинский (1879, Москва, Российская империя — 1947, Локарно, Швейцария) — русский поэт, переводчик, критик, философ.

Родился в Москве 1 (13) августа 1879 года. Внебрачный сын директора частной мужской гимназии Л. И. Поливанова и Варвары Петровны Кобылинской. Учился в 7-й московской гимназии, по окончании которой в 1897 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1902 году. Готовил диссертацию, но не закончил её, целиком посвятив себя литературе.

Вместе с Андреем Белым организовал поэтический кружок «Аргонавты». В 1904—1909 годах был активным сотрудником журнала «Весы». В 1910—1917 годах вместе с Андреем Белым и Э. К. Метнером основал издательство «Мусагет».

В начале 1910-х годов увлёкся антропософией Рудольфа Штейнера, сопровождал его в лекционных турне. Поселился в Берлине, изучил немецкий язык, на котором в дальнейшем печатал свои литературно-философские сочинения. В 1913—1914 годах жил в Дегерлохе близ Штутгарта вместе с ученицей Штейнера Иоганной ван дер Мойлен (псевд. Intermediarius). Во время Первой мировой войны они жили в Италии и Швейцарии, с 1917 года — в Базеле, с 1919 года — в Локарно.

Быстро разочаровался в антропософии. Вдохновленный произведениями И. ван дер Мойлен, занимался эзотерикой и космологией; в начале 1930-х годов перешёл в католичество, вступил в орден иезуитов, регулярно посещал службу в монастыре «Madonna del Sasso».

Христианское мировоззрение Эллиса не ортодоксально. Эллис отстаивал идею перевоплощения, по его мнению множественность личностей — результат греховности человеческой натуры. Считал символизм высшей формой творчества. Был сторонником аристократического индивидуализма и поклонником Фр. Ницше. Интуицию Эллис считал за сущность символического созерцания, логически различая созерцание чисто интеллектуальное, художественное и мистическое[2]. Путей к "утраченному небесному Раю", согласно Эллису, три: путь чистоты духовной, нищеты и смирения. В стихах поэта им соответствуют символы: крест монаха, чаша рыцаря и посох пилигрима. «Воспевший достойно эти три пути и эти три символа станет воистину поэтом религиозным, принявший их до конца – святым.» (Эллис, Арго)