Ковтун, Евгений Фёдорович


Евге́ний Фёдорович Ковту́н (29 февраля 1928[1], Марьянская — 4 января 1996[1], Санкт-Петербург) — советский и российский искусствовед, известный учёный, специалист в области русского авангарда.

Подготовил целый ряд выставок и каталогов, посвящённых русскому авангарду, также является автором многочисленных исследований, статей и книг, опубликованных в России и других странах. Основные темы исследований: русская книжная иллюстрация конца 19 — первой половины 20 века; русский эстамп и гравюра первой половины 20 века; творчество художников русского авангарда — К. Малевича, В. Татлина, М. Ларионова, М. Матюшина, П. Мансурова[2].

В 1930 году его семья переехала в Сестрорецк. Во время Великой Отечественной войны, вместе с матерью, был эвакуирован в Алтайский край. В 1944 году с семьёй вернулся в Ленинград. В 1948 году окончил вечернюю школу и поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «история искусств», окончил учёбу в 1953 году. В 1953—1956 годах учился в аспирантуре кафедры истории искусства, тема его научной работы была «Русская художественная картинка 1870-х гг.».

С 1956 года и до конца жизни работал в Государственном Русском музее, с 1963 года - в отделе графики, с 1971 года — старший научный сотрудник. В 1977 году защитил диссертацию.

В 1964 году знакомится с художником В. В. Стерлиговым, и под его влиянием начинает интересоваться искусством русского авангарда. Примыкает к «Старопетергофской школе», созданной В. В. Стерлиговым и С. Н. Спицыным получившей это название, потому что встречи и выставки художников проходили в Старом Петергофе, в доме художника С. Н. Спицына.) В круг Старопетергофской школы входили В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев (до 1965), С. Н. Спицын, В. П. Волков(до 1965), искусствовед А. В. Повелихина[3]. Стерлигов и его круг изучали теорию прибавочного элемента К. С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве — импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, кроме футуризма», исследовали цвет. Свою работу они считали продолжением (с перерывом более чем в 30 лет) исследовательской работы, проводившейся в ГИНХУКе[4].