Кодан (искусство)


Кодан (яп. 講談 ко:дан), дословно «справедливый» или «точный», ранее известный как косяку (яп. 講釈 ко:сяку) — традиционный японский жанр исполнительского искусства, представляющий собой устное повествование, преимущественно на исторические или нравоучительные темы[1]. Кодан развился из устных рассказов на исторические и литературные темы, которые проводились для высокопоставленных вельмож в период Хэйан[2]. Популярность кодана угасла в период Эдо. В 1974 году была предпринята попытка возродить искусство кодана, с целью сохранения культурного наследия. В современной Японии существуют четыре школы кодана и официальные ассоциации, объединяющие исполнителей. Основные среди них «Ассоциация кодана» и «Японская ассоциация кодана»[2], однако, существуют и региональные — «Осакская ассоциация кодана». Но общее количество участников мало.

Стиль исполнения схож с представлением театра ракуго. Актёр сидит за столиком на небольшой платформе на сцене, держит в руках веер-харисэн, отбивает им ритм и зачитывает публике рассказы, в основном на историческую тематику, связанные с войнами или политическими событиями. В Осаке и Киото помимо веера могут использовать колотушку-хёсиги, представляющую собой два связанных верёвкой деревянных бруска, популярную у уличных актёров (например, камисибая).

Рассказчик, ведущий представление-кодан, называется коданся[3]. Отсюда берёт своё название самое известное японское издательство «Коданся». В отличие от ракуго, где женщины-чтецы встречаются очень редко, и воспринимаются, как нарушение традиции, в ассоциациях кодана рассказчиков-женщин больше, чем мужчин[1]. В «Ассоциации кодана» в период с 1988 по 2012 года не было ни одного ведущего исполнителя-мужчины[2].

Предметом кодан являются уже известные произведения литературы и исторические хроники. Однако рассказчик сопровождает их собственным комментарием. Для развлечения публики даются новые оценки произошедшего[2]. Некоторые мастера кодана приобретали популярность именно за авторскую интерпретацию или манеру повествования. В чём-то данный аспект можно сравнить с публицистическим жанром[1]. Именно таким образом приобрёл известность Баба Бунко[яп.], разорившийся самурай и чиновник с неудачной карьерой, который стал писателем и одним из самых известных коданся. В своих выступлениях он ярко комментировал приключения известных соотечественников из прошлого или посвящал их остросюжетным историям собственного сочинения[4].

Считается, что начало искусству кодан положили отогисю — приближённые самураев в эпоху воюющих провинций (вторая половина XV — начало XVII вв.). Также прототип кодана как одного из жанров театра Ёсэ можно найти в жанре уличных выступлений в эпоху Эдо — цудзикосяку (яп. 辻講釈 цудзико:сяку, уличная лекция, лекция на дороге/перекрёстке). Это были рассказы об исторических событиях или пересказы эпосов, которые сопровождались комментариями рассказчика. Ритм повествования задавался боем деревянной колотушки.