Колесо обозрения


Колесо́ обозре́ния (колесо Ферриса) — механический аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров. Колёса обозрения есть во многих парках развлечений и других местах.

Прообразом современного колеса обозрения было приводимое в движение мускульной силой человека устройство, появившееся в XVII веке.

В России колесо обозрения стало популярным в годы правления императрицы Екатерины II (1729—1796) но, вероятно, появилось ранее.

Первое колесо обозрения с механическим двигателем построил в 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший (англ. George Washington Gale Ferris, Jr.). Оно было установлено на Всемирной колумбовской выставке в Чикаго[1]. Колесо создавалось как американский ответ на башню Эйфеля в Париже. Диаметр колеса составлял 75 метров, масса — около 950 тонн. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в одну тысячу л. с. каждая. К ободу колеса было прикреплено 36 кабин, размером приблизительно с автобус. В каждой кабине было двадцать сидячих и сорок стоячих мест, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2 160 человек. Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн ось колеса была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскрёба того времени, но в четыре раза ниже Эйфелевой башни.

После закрытия выставки это колесо ещё дважды переносили на другое место. Колесо было окончательно разобрано в 1904 году после того, как оно год проработало на выставке в Сент-Луисе.

О важности вклада Ферриса в дело строительства колёс обозрения говорит хотя бы тот факт, что по-английски колесо обозрения до сих пор называется ferris wheel, то есть «колесо Ферриса».