Коллегиальная готика


Коллегиальная готика (англ. Collegiate Gothic) или Академическая готика (англ. Academic Gothic)[1] — стилевое течение в архитектуре неоготики, получившее распространение в строительстве образовательных учреждений аналогично коллегиальным (университетским) церквям в период историзма, накануне модерна, в 1800—1900-х годах в Великобритании, США, Канаде и других странах. Архитекторы «коллегиальной готики» следовали в основном стилю Нео-Тюдор, апеллирующему к Тюдор-Ренессансу с элементами готики в Англии XVI столетия[2].

Создатели коллегиальной готики опирались на традиции средневековой готики, которая в середине XVIII века пережила своё второе рождение в виде неоготики и была популярна на протяжении всего XIX века[3].

Долгое время корпусы университетов не были выдержаны в одном стиле, представляя «архитектурное ассорти». Американские университеты копировали Оксфордский и Кембриджский университеты, а готика 1860—1870-х годов часто неупорядоченно сочетала элементы похожих стилей[3]. Конкуренцию коллегиальной готике на её начальном этапе развития составлял популярный боз-ар, напоминавший итальянские пантеоны. Однако, любовь ко всему английскому определила в итоге облик студенческих городков[1].

Первыми примерами использования неоготики на территории университетов в США были библиотеки Ричарда Бонда и Гор-холл (1837—1841, снесена в 1913 году) в Гарвардском университете[4][5], здание Свободной академии (1847—1849, снесено в 1928 году; сегодня Городской колледж Нью-Йорка) архитектора Джеймса Ренвика-младшего[en]. Архитектор шведского происхождения Чарльз Ульриксон[en], вдохновлённый лондонским дворцом Хэмптон-корт, спроектировал Олд-Мэйн (1856—1857) в Колледже Нокс[en] в Гейлсберге (Иллинойс)[6].

В 1871 году английский архитектор Уильям Бёрджес спроектировал ряд зданий под впечатлением от французской готики для Тринити-колледжа: Сибари-холл, Башня Нортам, Джарвис-холл. Все они построены в 1878 году в Хартфорде, штат Коннектикут.

Строительство в 1894 году Уолтером Коупом и Джоном Стьюардсоном[en] Бэмбрук-холла в колледже Брин-Мар определило подстиль коллегиальной готики[7]. Он получил широкое распространение среди образовательных учреждений, почитающих готику за строгость, древность и моральную дисциплину (поскольку, ряд образовательных учреждений находились в ведомстве религиозных общин)[3]. Подстиль использовали также при строительстве корпусов Пенсильванского (1895—1911), Принстонского (1896—1902) университетов, Университета Вашингтона в Сент-Луисе (1899—1909) и многих других учебных заведений по всей стране[8][1].