Коллеж Сорбонна


Колле́ж Сорбо́нна (фр. Collège de Sorbonne, школа господина Сорбонна) — знаменитая богословская школа в Париже, основанная в 1253 году Робертом Сорбоном, духовником Людовика Святого[1]; до революции богословский факультет Парижского университета, унаследовавшего название Сорбонна.

Сначала богословская школа и приют для бедных студентов (схоларов); это убежище было рассчитано на шестнадцать человек, по четыре от каждой из «наций», имевших более всего представителей среди парижских учащихся (французы, немцы, англичане и итальянцы), но уже очень скоро явилась возможность определить комплект в 36 человек.

Не прошло и пятидесяти лет, как репутация коллежа затмила весьма многие старые богословские факультеты Европы. Курс обучения был 10-летний, и на последнем экзамене абитуриент подвергался от шести часов утра до шести часов вечера нападению двадцати диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишен отдыха и не имел права за все двенадцать часов экзамена ни пить, ни есть. Выдержавший испытание становился доктором Сорбонны (docteur en Sorbonne) и увенчивался особой чёрной шапочкой. Репутация коллежа настолько возросла, что вскоре его руководители заявили, между прочим, что титул доктора они будут давать только одному члену каждого из монашеских орденов.

Новая богословская школа с первых же десятилетий своего существования заняла оппозиционно-критическое положение по отношению к римской курии, и никогда этого положения не меняла. Первое серьёзное столкновение с Римом произошло при папе Иоанне XXII, который высказал во время торжественного богослужения в Авиньоне, что уготованное праведникам лицезрение Божие доступно им лишь в ограниченной степени. Доктора Сорбонны разразились филиппикой против этих соображений папы и заявили, что считают их еретическими. Иоанн пробовал уладить дело перепиской, но, когда это не удалось, отправил в Париж двух нунциев, чтобы те доказали сорбонистам справедливость папских мнений. Сорбонисты назначили диспут — и так искусно настаивали на безгранично-блаженном лицезрении, что нунции удалились в полном смущении. Сорбонисты тотчас же выпустили свой приговор, осуждавший формально мнение папы, — а король Филипп VI отправил текст этого приговора папе. Король так близко принял все это к сердцу, что даже угрожал папе жестокими карами, если тот не возьмет суждений своих обратно. Курия уступила.

Вообще XIV век был весьма благоприятным временем для увеличения могущества и авторитета Сорбонны: великий раскол западной церкви совершенно низвел значение Рима, была потребность в высшем, авторитетном учреждении, которое взяло бы на себя охрану догматов: таким учреждением и явилась Сорбонна. В 1393 году пятьдесят четыре сорбонских доктора были уполномочены представить королю свои мнения о том, как покончить с расколом в церкви. Они и высказались за меру, которая была вскоре приведена в исполнение, т. е. за собор высших духовных и светских лиц, который явился бы судьей враждовавших авиньонского и римского пап.