Колоризация


Колоризация — преобразование монохромного (чёрно-белого) кинематографического или фотоизображения в цветное. Колоризация считается разновидностью цветного кинематографа или фотографии и применялась до изобретения этих технологий. В настоящее время колоризация находит применение при реставрации кинофильмов для их улучшения.

Самой первой технологией колоризации стала ручная раскраска киноплёнки анилиновыми красителями, впервые использованная в 1895 году Эдисоном в ролике «Танец Лои Фуллер» для кинетоскопа[1]. Изображение каждого кадрика вручную раскрашивалось тонкими кистями, давая на экране цветное движущееся изображение. Один из пионеров немого кино Жорж Мельес выпускал колоризованные фильмы, используя поточную раскраску бригадой художниц. Наиболее известный пример такой киноленты — «Путешествие на Луну», выпущенное в 1902 году как на чёрно-белых, так и на раскрашенных фильмокопиях. Цвет таких фильмов был примитивен, и «дышал» на экране из-за неизбежной неравномерности окраски соседних кадриков и ошибок прорисовки контуров. Однако, раскрашенные фильмокопии стоили дороже чёрно-белых и имели успех у зрителей. Наиболее распространённым способом колоризации было тонирование, когда киноплёнка с отдельными сценами окрашивалась целиком: например ночные эпизоды тонировались в синий цвет, а пожар — в красный[2][3].

Более совершенная техника колоризации «Патеколор»  (англ.) (фр. Pathécolor) была разработана в 1905 году кинокомпанией «Pathé» и основывалась на использовании трафаретов, вырезавшихся на специально отпечатанных позитивах. Кадрики таких позитивов прорезались острым ножом, образуя контур соответствующих областей: неба, воды, лиц актёров и других окрашенных объектов[4]. Через полученные трафареты на чёрно-белую фильмокопию последовательно накладывались красители, что позволяло изготавливать раскрашенные фильмы тиражным способом[5]. Позднее процесс был переименован в «Патехром» (фр. Pathéchrome) и последним фильмом, изготовленным с его применением, в 1930 году стало музыкальное ревю «Приглашает „Элстри“».

В 1916 году техники кинокомпании «Парамаунт» Макс Хэндшигл и Элвин Викофф (англ. Max Handschiegl, Alvin Wyckoff) запатентовали технологию «Хэндшигл»  (англ.) (англ. Handschiegl Color Process), основанную на окраске заданных областей кадриков позитива желатиновыми матрицами[6]. Процесс был впервые использован в фильме «Женщина Жанна», выпущенном в том же году. Один из первых (возможно, первый) пример колоризации в советском кинематографе — фильм «Броненосец „Потёмкин“» (1925). В этом фильме поднимаемый на флагштоке броненосца флаг был вручную раскрашен Сергеем Эйзенштейном в красный цвет[7].

Ручная раскраска фильмов применялась вплоть до конца 1930-х годов, когда появились первые пригодные технологии цветного кино в натуральных цветах. Постепенно колоризация уступила им место, но спустя некоторое время, с появлением компьютеров, оказалась вновь востребована для получения цветных версий фильмов, снятых в чёрно-белом варианте.