Колорит


Колори́т (итал. colorito, от лат. color — краска, цвет, окраска, вид, внешность) — композиция цвета, хроматический (цветовой) строй, характер использования цветовых отношений, согласованность тонов хроматического ряда[1].

Во всех видах, разновидностях и жанрах изобразительного искусства, но, прежде всего в живописи, колорит, в отличие от эстетической ценности цветовых сочетаний, не ограничивается простой гармонизацией цветов, а призван выражать художественный смысл произведения искусства. От колористического решения композиции зависит степень восприятия художественного образа зрителем. Поэтому понятие колорита связано с качественной оценкой цветового решения произведения искусства. Это «существенный компонент художественного образа, вызывающий ответные эмоции зрителей»[2].

В каждом отдельном случае колористическое решение произведения искусства совершенно уникально, но основывается на нескольких простых закономерностях. «Качество колорита устанавливается нахождением эквивалента цветового строя произведения искусства и имеющихся в распоряжении художника материалов — красок с их физическими и химическими свойствами»[3]. Такие эквиваленты необходимы, поскольку свойства цвета в природе (яркость, насыщенность) не совпадают с аналогичными свойствами красок (которые значительно слабее тех же свойств в природе: яркости солнца, цвета синего неба или весенней зелени). Поэтому в современной колористике — науке о цвете, принято строго различать понятия цвета и краски. Результатом нахождения эквивалентов восприятия цвета и свойств красочного слоя являются колористические качества произведения: яркость, насыщенность, светлотность, тепло-холодные отношения тонов.

Благодаря принципу эквивалентности и свойствам «одновременного контраста» дополнительных тонов, пользуясь небольшим количеством красок (часто достаточно трёх, соответствующих основным тонам спектра: красной, жёлтой и синей) опытный мастер может создать цветовой строй, превосходящий натуральный по выразительности. Так писали Тициан (с добавлением дополнительных белой и чёрной краски) и К. С. Петров-Водкин. Чтобы достичь выразительности колорита используется принцип цветовой доминанты. В зависимости от замысла художника подобной доминантой «может стать любой тон хроматического ряда, определяющий также особенности тепло-холодных отношений тонов в данной композиции». Такая особенность обычно определяется простыми словами: тёплый колорит, холодный, золотистый, розоватый или, напротив, — холодный, голубой, серебристый[3]. Одним из дополнительных средств колористического решения композиции в живописи является валёр.

Каждый художник предпочитает те или иные тона, у него могут быть любимые краски. Индивидуальный подход мастера к решению колористических задач иносказательно именуют палитрой художника. Мастеров, уделяющих особенное внимание тонкостям цветовых сочетаний, называют колористами.