Кольца власти


Кольца власти (англ. Rings of Power), также известны как Великие кольца (англ. Great Rings)[T 1] — вымышленные магические артефакты в легендариуме Толкина о Средиземье. Единое кольцо впервые появилось в книге для детей «Хоббит, или Туда и обратно». Позднее Толкин развил историю этого кольца и 19 других магических колец, включая три кольца эльфов, семь колец гномов и девять колец людей. Наибольшей властью обладало Единое кольцо (в популярном переводе на русский язык — «Кольцо Всевластья»), втайне созданное Тёмным властелином Сауроном.

Все Кольца власти обладали свойством замедлять «увядание», сохранять «желаемое» их владельцем, также усиливать «природную силу» своего носителя. Обратной стороной этого «магического» свойства колец была жажда господства и, в итоге, обращение ко злу. Единое кольцо и девять колец людей также давали невидимость и способность видеть «невидимый мир»[T 2].

Источниками вдохновения при создании мифа о Кольцах власти могли быть легенды германо-скандинавской мифологии о кольце Андваранаут, цикл опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» и сказки, например «Белоснежка». Толкин также работал над исследованием надписи на латыни, найденной в развалинах романо-кельтского храма в Глостершире. В надписи было сказано о кельтском божестве Ноденсе, которого Толкин связал с героем мифологии ирландских кельтов Нуаду по прозвищу «Серебряная рука». Имя персонажа Толкина Келебримбора, создателя Колец власти, переводится с эльфийского как «Серебряная рука». Надпись на латыни также содержит проклятие, связанное с кольцом, а место раскопок было названо холмом дворфов (англ. Dwarf’s Hill).

Кольца власти символизируют конфликт власти и морального поведения. Толкин исследовал поведение разных персонажей при искушении властью Единого кольца: от скромного садовника Сэма Гэмджи до могущественной эльфийской владычицы Галадриэль, от храброго воина Боромира до развращённого Кольцом Голлума. Толкин писал, что «Властелин колец» был «исследованием по приложению власти к внешним объектам»[1].

«Но должно ли Средиземью вечно пребывать в запустении и непроглядной тьме, если эльфам под силу превратить его в край не менее прекрасный, чем Эрессеа или даже Валинор? Раз не возвратились вы туда до сих пор, хотя и могли, мнится мне, что любите вы Средиземье так же, как и я. Разве не долг наш в таком случае объединить усилия, трудясь на благо сей земли, дабы все эльфийские племена, что скитаются здесь в невежестве, сумели подняться до высот того могущества и мудрости, коими обладают обитающие за Морем?