Колёсно-гусеничные танки


Колёсно-гусеничные танки — танки с колёсно-гусеничным движителем, у которых для осуществления движения на колёсах либо имелся механизм для использования отдельного колесного движителя либо же гусеницы необходимо было снимать, задние опорные катки при этом становились ведущими. Такая система предусматривала поочередное использование машиной гусениц для продвижения по бездорожью и колес для быстрой езды по достаточно твердой поверхности (т.е. дорогам). Такие разработки использовались на экспериментальных тракторах и танках Межвоенного периода многими [1] странами Европы, но широкого распространения и дальнейшего развития не получили [2][3][4]..

Также этим термином иногда могут ошибочно обозначать и полугусеничные машины[5]. Однако отличием является то, что полугусеничная техника используется гусеницами и колесами одновременно.

Тема колёсно-гусеничных боевых машин в конце 1920-х — начале 1930-х годов была весьма актуальна. Танки той эпохи были крайне медлительными — скорость первых «сухопутных дредноутов» не превышала 10 км/ч. На поле боя этого хватало для сопровождения пехоты и прорыва оборонительной полосы противника, но быстрая переброска танков на новый участок сильно осложнялась. Кроме того, помимо невысоких ходовых характеристик, ресурс гусениц танков того времени был также невелик: их хватало не более чем на 100 км. В результате до Второй мировой войны во многих странах пытались решить проблему с мобильностью танков путём разработки бронеавтомобилей. Военным была крайне необходима боевая машина, обладающая высокой скоростью. И хотя недостатки бронеавтомобилей были всем понятны, только они могли занять нишу быстроходных боевых машин. Танки при этом продолжали доставлять к полю боя при помощи тяжёлых грузовиков.

Австро-Венгрия была одной из первых стран, где начались разработки в области бронированных машин и были получены реальные результаты[6]. Офицер Гюнтер Бурштын в 1911 году первый предложил оснастить бронемашину одновременно и колесным, и гусеничным движителем. Такой танк-гибрид мог бы по хорошей дороге двигаться на колёсах, как автомобиль (с соответствующей скоростью), а при движении по бездорожью колёса поднимались и танк шёл на гусеницах. Идея Бурштына не была реализована, но была использована другими конструкторами.

Так, в 1920-е годы во Франции была выпущена серия лёгких танков «Сен-Шамон» с колёсно-гусеничным движителем.На гусеницах «Сен-Шамоны» могли развить всего 8 км/ч, то на колёсах — целых 30 км/ч.