Командир воздушного судна


Командир воздушного судна (КВС) — командир экипажа воздушного судна (самолёта, вертолёта, дирижабля) в гражданской авиации.

По воздушному законодательству Российской Федерации — России КВС — лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота, а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определённого типа (ст. 57 Воздушного Кодекса России). КВС руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, принимает меры по обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нём имущества.

Вне зависимости от наличия источников информации, рекомендаций диспетчера службы организации воздушного движения и других членов экипажа, КВС несёт единоличную ответственность за любое решение. КВС принимает такие важные решения, как прерывание взлета, уход на второй круг, посадка в неблагоприятных погодных условиях и тому подобное.

В англоязычных странах командир воздушного судна по аналогии с морским делом называется капитаном (англ. captain, pilot-in-command (PIC)), а второй пилот (по российской терминологии) называется первым помощником (англ. first officer).

В государственной авиации России командир воздушного судна называется командиром экипажа (КЭ) — для воздушных судов с максимальной взлётной массой менее 43 тонн, командиром корабля (КК) — для воздушных судов с максимальной взлётной массой более 43 тонн. Второй пилот — помощник командира экипажа — ПКЭ (корабля — ПКК).[2]