Комлев, Николай Георгиевич


Никола́й Гео́ргиевич Ко́млев (30 декабря 1924, с. Гари Пучежского района Ивановской области (в настоящее время Нижегородской области), СССР — 10 декабря 1998, Москва, СССР) — советский и российский лингвист и переводчик, доктор филологических наук, профессор. Специалист по теории языка, семиотике, разработчик специфики языкового знака, теории мотивации выбора знака в языковом общении, учения о языковом понятии и учения о связи коннотации и денотации[1]. Основоположник денотативной грамматики.

Родился в деревне Гари, Пучежского района, Ивановской (тогда Горьковской) области седьмым и самым младшим ребёнком в старообрядческой семье Георгия Григорьевича и Капитолины Ефимовны Комлевых. Комлевы были речниками, ходили на барже по Волге. Любовь и уважение к родителям он пронёс через всю жизнь. Особенно трепетно относился к матери Капитолине Ефимовне. Отец был арестован по ложному доносу и расстрелян в Казани в 1937 г.

С 1942 по 1945 годы находился на фронте. Пройдя курсы в Чистополе, он отправился матросом-зенитчиком воевать на Ораниенбаумский пятачок[1]. О нём писала фронтовая газета «Боевой залп» от 7 ноября 1943 года, что матрос имел уникальный слух. По реву пролетающего самолёта определял тип и загруженность военной лётной техники. После войны остался служить на минном тральщике Балтийского флота.

В 1949 году Комлев поступил в Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), который окончил в 1954 году. Там он овладел в совершенстве немецким и польским языками[1]. В течение всей жизни Николай Георгиевич не прекращал совершенствовать их и стал первоклассным знатоком истории и диалектологии этих языков. По окончании вуза был отправлен в ГДР, в советскую воинскую разведывательную часть.

С ноября 1955 года, после возвращения в Москву, начал работать в Союзе писателей СССР консультантом-переводчиком. Здесь он сотрудничает с Борисом Полевым, Юрием Левитаном, Херлуфом Бидструпом и др. В июле 1962 года Комлев сопровождал Ю. А. Гагарина в поездке по Европе. Работая переводчиком с Берлинским Национальным симфоническим оркестром, посещая репетиции и концерты, Комлев очаровывается классической музыкой. Николай Георгиевич стал постоянным зрителем Московской консерватории. Там он знакомится с Иегуди Менухиным, Натальей Гутман, Мстиславом Ростроповичем. Дома предпочитал работать под звуки классической музыки, собрал огромную коллекцию граммпластинок с автографами великих музыкантов. Практически любое произведение мировой музыки узнавал с первых аккордов.