Компатибилизм


Компатибилизм (англ. compatibilism) — учение о том, что свобода воли и моральная ответственность совместимы с детерминизмом. При этом под детерминизмом понимается тезис о том, что в каждый момент времени у мира есть только одно возможное будущее. Этот тезис может быть представлен в форме теологического детерминизма, согласно которому всякое событие в мире определяется Богом, или причинного детерминизма, утверждающего, что каждое событие с необходимостью причинно обусловлено предшествующими событиями и законами природы. Противоположная позиция инкомпатибилизма утверждает, что свобода воли несовместима с детерминизмом.

Позиции компатибилизма придерживались греческие стоики и философы нового времени, такие как Дэвид Юм и Томас Гоббс. Эту же позицию высказывает современный философ и когнитивист Дэниел Деннет, в частности в книге 1984 года «Elbow Room».

Позиция классического компатибилизма была сформулирована в Новое время Томасом Гоббсом, Джоном Локком и Дэвидом Юмом. В XX веке это учение защищал Джордж Эдвард Мур. Позиция этих философов основана на понимании свободы воли как способности человека действовать в соответствии с собственными волениями (желаниями, мотивами). Гоббс пишет: «Свободный человек — тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать»[1]. Такое понимание свободы допускает совместимость её с детерминизмом или причинной необходимостью. Гоббс выражает это так: «Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно. В самом деле, так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое желание и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина — из другой в непрерывной цепи (первое звено которой находится в руках Бога — первейшей из всех причин), то они проистекают из необходимости».[2]

Важным понятием для классического компатибилизма является понятие условной свободы. Представители классического компатибилизма считают, что человек действует свободно только в том случае, если у него есть выбор из нескольких доступных ему альтернатив. Но, если все события в мире детерминированы, то и определенный выбор агента также детерминирован, что ставит под сомнение его способность поступать по-другому, необходимую для свободы. Для преодоления этой трудности компатибилисты вводят понятие условной свободы, которое формулируется уже у Юма: «Мы можем подразумевать под свободой только способность действовать или не действовать сообразно решениям воли; другими словами, если мы хотим оставаться в покое, мы можем это сделать, а если хотим двигаться, то можем сделать и это. Но такая гипотетическая свобода по общему согласию признается за всяким, кто не сидит в тюрьме и не закован в кандалы».