Композиция (изобразительное искусство)


Компози́ция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В самом общем значении — «наиболее сложный и совершенный тип структуры: художественно-образный». В отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность, в которой все элементы органично связаны между собой. Иногда художественную композицию сравнивают с живым организмом, в котором органично соединены душа и тело[1]. В упрощённом определении: «построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника»[2]. Однако в последнем определении, во-первых, нивелируется значение композиционных закономерностей, общих для всех видов искусства, и не только изобразительных, в частности в музыке, поэзии, а во-вторых, понятие «построение» относится, скорее, к конструкции, смысл которой отличен от композиции, например в архитектуре. Так архитектурная композиция представляет собой содержательно-формальную целостность элементов, возникающую в результате художественно-образного переосмысления строительной конструкции[3]. В живописи «композиция есть форма существования картины как таковой — как органического целого, как смыслового единства»[4].

Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик искусства и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435—1436): «Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение» как «акт свободной художнической воли»[5]. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (итал. сomponimento  — сочинение). Предположительно, такое понимание композиции Альберти заимствовал из классической филологии[6].

Альберти рассматривал композицию не в форме завершённой картины, а в качестве метода творческого процесса художника, раскрывающего последовательность и содержание основных этапов работы. Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Последнее уточнение имеет частный характер и связано с эстетикой эпохи Возрождения, стремлением к идеальной, уравновешенной форме произведения искусства. Оригинальное определение композиции дал английский художник и теоретик искусства Хогарт, Уильям Уильям Хогарт в трактате «Анализ красоты» (1753): «Многообразие без путаницы, простота без обнажённости, великолепие без мишуры, отчётливость без жёсткости, величина без чрезмерности… чудесное многообразие всех частей вместе взятых»[7].


А. А. Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва