Композиция (литературоведение)


Компози́ция (лат. componere «составлять») в литературоведении — распределение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении[1]. Находится в диалектическом единстве и взаимодействии с системой образов художественного произведения, подчиняется задаче наиболее полного их раскрытия и обрисовки.

Повтор является важным качеством речи. Повтор задаёт в речи ритм. Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения.

Повтор акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накал чувств героев. Одно дело, когда, например, герой говорит: «Я никогда этого не сделаю», и совсем другое, когда: «Я никогда этого не сделаю, слышишь, никогда, никогда, никогда!»

Мотив (от лат. — двигаю) — это устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, термин заимствован из словаря музыкантов. Мотив может быть выделен в пределах одного произведения, цикла произведений, всего творчества писателя или группы писателей, одного жанра, определенной эпохи и т. д. В роли мотива может выступать предмет, который мигрирует из одного рассказа в другой (волшебное яблоко — в сказках: «яблоко раздора», «молодильное яблоко», «отравленное яблоко»; может быть образ дороги (Пушкин, Гоголь, Бунин).