Компьютерные шахматы


Компьютерные шахматы — популярный термин из области исследования искусственного интеллекта, означающий создание программного обеспечения и специальных компьютеров для игры в шахматы. Также термин «компьютерные шахматы» употребляется для обозначения игры против компьютерной шахматной программы, игры программ между собой. Начиная с 2000-х годов даже сильнейшие игроки-люди не имеют никаких шансов в противостоянии с шахматными программами[1].

История шахматных машин старше, чем история компьютеров. Идея создать машину, играющую в шахматы, датируется ещё восемнадцатым веком. Около 1769 года появился шахматный автомат «Механический турок». Он был предназначен для развлечения королевы Марии-Терезии. Машина действительно неплохо играла — внутри неё находился сильный шахматист, который и делал ходы.

Создание механических шахматных автоматов прекратилось с появлением цифровых компьютеров в середине XX века. В 1951 году Алан Тьюринг написал алгоритм Turochamp, с помощью которого машина могла бы играть в шахматы, только в роли машины выступал сам изобретатель. Этот нонсенс даже получил название — «бумажная машина Тьюринга». Человеку требовалось более получаса, чтобы сделать один ход. Алгоритм был довольно условный, и сохранилась даже запись партии, где «бумажная машина» Тьюринга проиграла одному из его коллег[2]. Из-за отсутствия доступа к компьютеру программа ни разу не проверялась в работе.

Примерно в это же время, в 1951 году, математик Клод Шеннон написал свою первую статью о шахматном программировании. Он писал: «Хотя, возможно, это и не имеет никакого практического значения, сам вопрос представляется теоретически интересным, и будем надеяться, что решение этой задачи послужит толчком для решения других задач аналогичной природы и большего значения». Шеннон также отметил теоретическое существование лучшего хода в шахматах и практическую невозможность его найти.

Следующим шагом в развитии шахматного программирования стала разработка в ядерной лаборатории Лос-Аламоса в 1952 году на компьютере MANIAC I c тактовой частотой 11 кГц шахматной программы для игры на доске 6x6, без участия слонов. Известно, что этот компьютер сыграл одну партию против сильного шахматиста, она продолжалась 10 часов и закончилась победой шахматиста. Ещё одна партия была сыграна против девушки, которая недавно научилась играть в шахматы. Машина победила на 23-м ходу, для своего времени это было большое достижение.

В 1957 году Алексом Бернштейном была создана первая программа для игры на стандартной шахматной доске и при участии всех фигур[3].


Матч Deep Blue против Каспарова 1996, первая партия.
abcdefgh
8
h7 белая ладья
f6 чёрный ферзь
h6 чёрный король
d5 белый ферзь
g5 белый конь
d4 чёрная пешка
a3 белая пешка
b3 белая пешка
f3 чёрная пешка
g3 белая пешка
h3 белая пешка
f2 чёрный конь
h2 белый король
e1 чёрная ладья
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Финальная позиция.