Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина


Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагаринаавиастроительное предприятие в городе Комсомольске-на-Амуре. Полное наименование: «Филиал публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» — Комсомольский–на–Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина»[3].. Ранее именовался: Завод № 126 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, п/я 40, Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ), Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина МАП, предприятие п/я М-5873, ФГУП «Комсомольское-на-Амуре авиационное ПО (КнААПО) им. Ю.А. Гагарина», ОАО «КнААПО».

Завод — ведущее производственное предприятие Авиационной холдинговой компании «Сухой». В 21 веке участвует в разработке и производстве многофункционального истребителя Су-35 и регионального пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100. Также проводится ремонт и модернизация самолётов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМФ России. КнААЗ — сертифицированный поставщик корпорации «Боинг»[4].

Из-за вторжения России на Украину, предприятие находится под международными санкциями Евросоюза, США и ряда других стран[⇨]

Площадкой для строительства было выбрано нанайское стойбище Дзёмги на берегу Амура. Строительство завода началось в 1932 году. Первый начальник строительства К. Д. Кузнецов, впоследствии он же и первый директор завода (-06.1937 г. — 21.11.1938 г., снят).

По приказу ГУАП № 5/128сс от 25.02.1932 года новостройке присвоен номер — завод № 126 НКТП. По приказу № 7/154 от 15.03.1932 года завод № 126 передан в ведение «Авиастроя» ГУАП НКТП.

В результате паводка на р. Амур 1932 года стройплощадка завода была затоплена, поэтому строительство было перенесено на 4,5 км вглубь от реки[5]. 18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода.