Конан Мериадок


Конан Мериадок (Кинан Мериадок; валл. Cynan Meiriadog; корн. Conan Meriadoc; умер в 395 году) — сын правителя Эвиаса Герайнта ап Эйнуда.

Конан Мериадок сначала был соперником Магна Максима, который стал Верховным королём Британии. Позднее сдружившись с Максимом, Конан смог получить полуостров Арморику, где вскоре образовалось государство Арморика. Возможно, Конан участвовал в походе на Рим вместе с Магном Максимом.

Самое раннее неоспоримое свидетельство, связывающее Конана с основанием в Британии, появляется в Житии святого Гюртьерна, включенном в Картулярий Кемперле, составленный между 1118 и 1127 годами[1]. В этом тексте происхождение Гуртьерна прослеживается от предка Бели Мавра, который был сыном Утама Сениса (Утама Старого), человека, известного в более поздних источниках как Эйдаф Старый (Октавиус). У него рождается еще один сын, Кинан (староваллийское написание имени Конан), который, как говорят, был основателем Бретани[1][2]. Эта ссылка показывает, что история Конана была известна в Бретани сравнительно рано, но некоторые данные позволяют предположить, что она была импортирована из Уэльса. Составитель текста Гурхеден говорит, что его источником информации был некий «Юдаэля, сын Эйдана»; хотя имя Юдаэль/Ител является бриттским именем, известным в Уэльсе и Бретани, а также в Девоне и Корнуолле, гэльское имя Эйдан не засвидетельствовано в ранней Бретани, но известно в Уэльсе. Кроме того, генеалогия Гуртьерна во многом соответствует происхождению, приписываемому в других местах валлийскому святому Кадоку, что еще раз предполагает валлийское происхождение.[1]

Конан Мериадок также появляется в прологе к латинскому «Житию святого Гоэзновия», хотя дата этого текста оспаривается. Пролог, единственная сохранившаяся часть произведения, сохранился в копии французского историка Пьера Ле Бо (умер в 1505 г.), но содержит отрывок, утверждающий, что он был первоначально написан в 1019 г. неким Гийомом, слугой епископа Эдо. Эту дату защищают Гвенаэль Ледюк и Леон Флерио. Однако Юбер Гильотель утверждает, что текст датируется серединой 12 века.[3]