Кондаков, Никодим Павлович


Никоди́м Па́влович Кондако́в (1 [13] ноября 1844[1][2][…], Русская Халань, Курская губерния — 17 февраля 1925[3][1][…], Мала-Страна[4]) — русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства.

Академик Петербургской АН (1898, членкор 1892) и Императорской академии художеств (1893). Член-учредитель Русского собрания (1901)[5][6]. Тайный советник (1900).

Родился 1 (13) ноября 1844 года в слободе Русская Халань Новооскольского уезда Курской губернии в семье Павла Ивановича Кондакова, который в то время числился «помещика Трубецкого дворовый человек» (то есть был в составе крепостной прислуги помещика), затем был главноуправляющим имениями князей Трубецких, купцом 3-й гильдии. Мать — Елена Филипповна Кондакова.

Учился в Москве в приходском училище, затем во 2-й московской гимназии, которую окончил в 1861 году. Затем учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1861—1865), где его руководителем стал Фёдор Иванович Буслаев. По окончании университета преподавал в средних учебных заведениях, в том числе московском художественном училище. В 1870 году был избран приват-доцентом кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета (ныне — Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова) в Одессе; с 1877 — профессор того же университета. В 1873 году защитил в Московском университете магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства»; в 1876 году — докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей».

С 1888 по 1897 год — профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета, преподавал также на петербургских Высших женских курсах. В 1888—1893 годах — старший хранитель отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа. В 1895 году основал (вместе с Фёдором Успенским) Русский археологический институт в Константинополе. В 1901 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук[7].

Лекции Кондакова оказали большое влияние на Дмитрия Айналова, Николая Лихачёва, Михаила Ростовцева, Сергея Жебелёва и многих других историков, археологов и историков искусства. Вокруг Кондакова формируется кружок так называемых «фактопоклонников».